Об уверенности в спасении

Для того чтобы можно было говорить, что Христос, вопреки Своему слову, потерял некоторых из Своих овец, мы должны были бы точно знать об отпавших две вещи: во-первых, то, что их обращение было подлинным — они не просто заинтересовались древними обычаями или решили приобщиться к "традиционным ценностям", а подлинно пришли ко Христу; во-вторых, то, что они находятся не во временном (как Давид (2 Цар.11), Петр (Мк. 14:66-71), или коринфский блудник (1 Кор. 5:1-5; 2 Кор. 2:7-8)) , а в окончательном отпадении. Ни того, ни другого мы знать не можем: нам не дано заглянуть в чужое сердце. Мы можем твердо знать только одно: Бог верен, Его обетования истинны. Тот, кто доверится Его слову, не будет обманут. Он есть истинный и верный Пастырь. Его овцы не погибнут вовек.

Приведу пример. Я видел распавшиеся браки; но я уверен, что, по благодати Божией, мой брак не распадется, иначе я просто не мог бы давать брачных обетов. Ничто не создает для брака такой угрозы, как мысль о том, что развод хотя и нежелателен, но все же возможен. Будет удивительно, если сама эта мысль не разрушит брак. Более того, брак, с самого начала предполагающий возможность развода, с христианской точки зрения вообще не брак. Если же супруги с самого начала исходят из того, что развод в принципе невозможен, то они найдут пути решения всех семейных проблем. Именно вера в нерушимость брака в большой степени и обеспечивает его нерушимость. Даже на этом уровне каждый получает по своей вере.

То же, но еще с большим основанием, можно сказать и о сохранении в спасении. Насколько вообще серьезным является обращение, при котором человек еще резервирует для себя возможность уйти от Христа? На мой взгляд, именно неверие в то, что Бог силен нас сохранить, и подвергает человека опасности отпадения. Обетования не принадлежат тем, кто отказывается в них верить. Да, я "вижу отступников и сокрушаюсь", но это не мешает мне доверяться Христу в том, что "никто из уповающих на Него не погибнет" (Пс 33:23).

Внутреннее свидетельство Святого Духа

Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом; не верующий Богу представляет Его лживым, потому что не верует в свидетельство, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем. Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его. Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни (1 Ин. 5:10-12).

Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии. Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: "Авва, Отче!" Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться (Рим. 8:14-17).

Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными (Рим. 8:26).А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: "Авва, Отче!" (Гал. 4:6).Итак, Писание говорит о том, что верующий в себе самом имеет свидетельство Святого Духа. Это внутреннее свидетельство освобождает верующего от страха наказания и позволяет ему с дерзновением взывать к Богу как к родному Отцу (Рим. 8:15), удостоверяет его в том, что он во Христе усыновлен Богу (Гал. 4:6) и имеет в Нем вечную жизнь (1 Ин. 5:10-12). Христианин достоверно и опытно знает о своей принадлежности Христу: Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня (Ин. 10:14). На основании свидетельства Святого Духа овцы точно знают, что Господь Иисус — их Пастырь, а они Его овцы. Об этом свидетельствует не человек, не ангел, но сам Бог. Внутреннее свидетельство имеет "верующий Богу" (1 Ин. 5:10), любой, кто усыновлен Богу во Христе (Гал. 4:6; Рим. 8:14-16), овцы Его стада (Ин. 10:3-4). У верующих, таким образом, есть надежное основание для того, чтобы не колебаться в этом вопросе между страхом и надеждой, но пребывать в твердой уверенности, что они точно прощены, усыновлены, имеют жизнь вечную и приняты в число овец Христовых. Лично я не представляю себе, как можно совместить эти (да и многие другие) стихи Писания с утверждением, что христианин не может быть уверен в своем спасении.А когда свидетельствует Дух, какое может быть недоумение? Если бы это обещал человек, или ангел, или архангел, или другая какая-нибудь подобная сила, то для некоторых сомнение, пожалуй, было бы возможно, но когда высочайшее Существо и даровало это и свидетельствует нам об этом тем словом, которое повелено произносить в молитве [т.е. Отче наш], тогда кто может сомневаться в достоинстве? Когда царь кого-нибудь жалует и пред всеми объявляет о его чести, то осмелится ли кто-нибудь из подданных ему противоречить? (Св. Иоанн Златоуст. Беседы на послание к Римлянам, стр. 661).Это внутреннее свидетельство совершенно не означает какой-то эмоциональной эйфории. Верующий может быть испуган (2 Кор. 7:5) или опечален (Флп. 2:27), он может испытывать глубокое сожаление о своих грехах (2 Кор. 7:10); но глубже любого его эмоционального переживания лежит дарованная Святым Духом уверенность в окончательном спасении: Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 8:38-39).Уверенность в личном спасении приходит именно на основании этого внутреннего свидетельства. Конечно, когда речь идет о каком-то духовном опыте, мы всегда должны быть готовы обосновать его доброкачественность и подлинность. Не секрет, что приверженцы культов, оккультисты и просто люди с неуравновешенной психикой могут ссылаться на свой духовный опыт, подлинность которого у них самих не вызывает никаких сомнений. В отличие от всех этих субъективных переживаний, внутреннее свидетельство Святого Духа имеет четкий объективный критерий — слово Божие, Библию. Святой Дух не сообщает нам какой-то дополнительной информации; Он "напоминает" то, что уже сказал Иисус (Ин. 14:26). Свидетельство Святого Духа всегда проявляется вместе со свидетельством Писания — когда верующий плотскими своими ушами слышит слово Божие, Дух в глубине его сердца свидетельствует ему: "это непреложная истина и это истина по отношению к тебе лично". Когда Апостол свидетельствует: Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его. Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть (1 Ин. 3:1-2).Дух Святой побуждает христианина верить этим словам и с дерзновением взывать "Авва, Отче". Всякое провозглашение Благой вести будет пустым сотрясением воздуха, если Дух изнутри не будет свидетельствовать слушателю об истине того, что говорит проповедник.