Христианство на пределе истории

Удивляет же меня то, что никто из антикодовиков не уточнил – где в этой фразе подлежащее, и что оно означает. Кто такой этот «он», который делает все это?

Читаем предыдущие стихи Откровения. Ясно: «он», тот, кто ставит свою печать – это «другой зверь». Но что еще мы знаем о нем? Оказывается, «И увидел я другого зверя, выходящего из земли; Он действует перед ним со всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю, у которого смертельная рана исцелела; и творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми. И чудесами, которые дано творить ему пред зверем, он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча, и жив. И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя» (Откр.13, 11-15). И вот следующая фраза и говорит о печати: «и он сделает то, что всем положено будет начертание на правую руку…».

Итак, сначала мир будет обольщен. Обольщен он будет чудесами (сведение огня с небес; говорящая икона антихриста). Кроме того, сначала мир будет испуган: будет убиваем каждый, кто не поклониться пред иконой зверя. И лишь потом будет поставлена печать антихриста.

Именно посредством чудес люди и будут обольщены и подвигнуты к поклонению «иконе зверя» и к принятию его начертания («И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению» [Откр.19, 20].

Последовательность событий, излагаемых в Откровении, ясна: сначала обольщение – потом принятие печати.

Антикодовики полагают иначе: сначала принятие шестерок («печати» или «подобия печати») – и вследствие этого обольщение, оскудение благодати, отпадение от Церкви и впадение в лапы антихриста… Послушаем одесского богослова прот. Георгия Городенцева:

«Кураев не ошибается? Убедимся же в том, что он и ошибается и, заблуждаясь, вводит в заблужде–ние других. Во всем у Кураева прослеживается мысль торопливая, горячая (страстная) а потому часто ложная. По мысли Кураева „начертание зве–ря“ люди примут в состоянии обольщения „лже–пророком“. А так как, мол, нет еще ни антихриста, ни „лжепророка“, то и беспокоиться нечего и что, мол, эти самые православные неправы и „запуга–ли“ всех. В своей брошюрке Кураев пишет так: „Не упустим из виду и то обстоятельство, что пе–чать зверя люди будут принимать в обольщении. А в это обольщение они будут введены неким „лже–пророком“, который будет творить чудеса перед зве–рем. И именно посредством этих чудес люди и бу–дут обольщены и подвигнуты к поклонению иконе зверя и к принятию его начертания“. И здесь Кураев приводит цитату из Апокалипсиса, прямо про–тиворечащую его „умному“ рассуждению и „про–зрению“: „И схвачен был зверь, и с ним лжепро–рок, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и покло–няющихся его изображению“ (Апок.19, 20). Обра–тите внимание, что лжепророк обольстил уже „при–нявших начертание зверя“ (Апок.19, 20). Вскры–вается ошибочность и ложность кураевского взгляда и рассуждения. Неизвестно, доживем ли мы до „лже–пророка“ – обольстителя, но вот Кураев своей бро–шюркой уж точно обольстил многих».[376]

Что я могу сказать?Во-первых, посоветовать все же не забывать русский язык. Если я читаю в газетной хронике: «Чикатило обольстил изнасилованную им женщину», то я не обязан предполагать, будто он сначала ее изнасиловал, а лишь потом «обольстил». Точно также из того, что лжепророк «обольстил принявших начертание зверя» не следует, что сначала эти люди ни с того ни с сего, находясь в здравом уме и трезвой памяти, приняли это «начертание», а потом невесть зачем лжепророк их еще и обольстил (хотя куда, казалось бы, обольщаться дальше – если люди приняли начертание зверя и поклонились ему!).Во-вторых, могу также посоветовать преподавателю одесской семинарии не додумывать самому причинно-следственные связи, а довериться слову Божию. Там, в Откр.13, 12-17 ясно сказано, что сначала: обольщение или принятие печати.В-третьих, дерзну порекомендовать о. протоиерею раскрыть святоотеческие толкования Апокалипсиса.«Учение Двенадцати апостолов» выстраивает такую последовательность последних событий: «В последние дни умножатся лжепророки и губители и превратятся овцы в волков, и любовь превратится в ненависть. Ибо когда возрастет беззаконие, станут ненавидеть друг друга, и предавать, и тогда появится мирообольститель, наподобие Сына Человеческого, и станет творить знамения и чудеса, и земля предастся в руки его, и он будет творить беззакония, каких никогда не бывало от века. Тогда пойдет тварь человеческая в огонь испытания, и многие соблазнятся и погибнут, а пребывшие в вере своей спасутся в своем проклятии» (Дидахэ.16, 3-5). Как видим – сначала обольщение чудесами, а потом предание в руки антихриста.Священномученик Викторин, епископ Петавийский говорит, что «instabiles homines», слабовольные, нетвердые люди будут обращены «ложными знамениями»[377]. Как видим, не «антихристовы слуги» всерьез отнесутся к обольщающим их «знамениям», а обычные люди, неутвержденные в вере Христовой.Св. Кирилл Иерусалимский акцентирует, что антихрист будет «магом» – «весьма опытным в обманчивом и злом искусстве чародейства и волшебства, который похитит власть над Римским государством… Антихрист восхитит власть над Римским царством посредством злого волшебства» (Огласительные беседы.15, 11-12).