101. ПО СЛУЧАЮ ОГОРЧЕНИЯ О НЕПОЛУЧЕНИИ МАНТИИ ИЗ РУК СТАРЦА

...Мать N! Ты сожалеешь, что получила мантийку из рук отца М., а не из грешных рук моих. Сама тому причиной, по твоей нетерпеливости: требовала чрез отца М., так и получила. А если бы немного подождала, или бы не принимала от отца М., тогда бы получила оную как желала. Впрочем, знай, кто верует самому делу, а не внешности дела, для того получение это не имеет никакой разности. Святой Афанасий Александрийский не претендовал, что не из рук самого Антония Великого получил его мантию. Но если уже великие — так, кольми паче малым, нам с тобой, — так. Пусть будет так, только будем мирны, и смирны, паче же смиренны. Тогда все будет на пользу нам, по слову Писания (Тит. 1: 15):Вся убо чиста чистым.Да будет и у нас все чисто-начисто. Аминь.

102. ПОСТРИЖЕНИЕ - ВЕЛИКИЙ ДАР БОЖИЙ

Мать N. Чадце приснонедоумевающее, то о том, то о другом, то о третьем! И конца нет недоумениям. И все это от двоедушия, потому что иногда зрим в путь Божий, а иногда опять зрим вспять! Впрочем, начну с того, что два письма твои от 9 ноября получены.

Ты удивляешься себе, как ты решилась принять пострижение в схиму, а я удивляюсь себе, как я решился дать тебе это. Но вспоминаю, что нельзя было и не дать тебе сего, потому что настойчиво очень сего ты желала. И я уже после разобрал, что ты сего пожелала не столько по духовному побуждению, сколько по необдуманной ревности и по недостатку смирения, чтобы тебе не быть ниже матери В. А уж чего ты пожелаешь, от того трудно тебя удержать. Впрочем, как бы ни было, а дело уж сделано, переделывать нельзя; остается исполнять по силе и возможности данные обеты, в чем же окажемся неисправными, в том да приносим искореннее и смиренное покаяние. Смущаться же ни в каком случае не должно, кольми паче не жалеть и не раскаиваться в том, что принято такое пострижение. Это великий дар Божий; а даром и невеликим пренебрегать не должно, а лучше благодарить, и стараться быть достойным того, что нам даровано по великой милости Божией.

Ты хочешь делить неделю на 4 и 3 дня, чтобы в последние преимущественно заниматься чтением Писаний, не оставляя, впрочем, церкви, а оставив четочное правило. А оно-то должно стоять впереди всего, кроме церкви. Лучше что-нибудь другое оставляй, а четочное правило, хоть одиночное, старайся, кроме праздников, совершать ежедневно, и почаще молитву Иисусову произносить — это всего нужнее. Молитву Иисусову произноси и против блудных искушений; а в гневных искушениях молись за того, на кого скорбишь: "Спаси, Господи, и помилуй (такую-то), и за ея святыми молитвами помози мне, окаянной и грешной".

Выкинь из головы, будто бы я о тебе сужу по словам других. Совсем нет... А что ты объясняла сама мне словесно и что объясняешь в письмах, по тому я о тебе и сужу. Ведь ты открываешь, как иногда хитришь, лукавишь, по самосмышлению подозреваешь, и неправильные делаешь замечания по самолюбию, и подобное, — словом, перечисляешь качества юродивых дев; и после этого толкуешь, что я о тебе сужу по словам других! Ни о тебе, ни о ком другом так не сужу... Не вотще сказано в Писании (см. Рим. 2: 2): Да не устыдишися лица человеча:судбоБожий есть.Не верь помыслам, ругающимся над тобой, будто бы тебя никто понимать не может из-за утонченного воспитания. Но ведь светское воспитание утончает человека лишь в лицемерии, в лукавстве, в хитрости и утонченной неискренности, но ни в чем добром. Добро христианское требует душевной и сердечной простоты, а не притворства, которых чужд мир светский, хотя и считает будто бы он происходит от другого Адама, а не от общего Адама. Другие могут как угодно думать, а тебе уже пора понимать настоящий смысл! Здравствуй о Господе в мире и любви!

103. О СЛАВОЛЮБИИ КАК ПРИЧИНЕ НЕВЕРИЯ Мать N! Наконец-то получил я от тебя письмо со смыслом, без противоречий, и именно от 3 ноября; в прежних же письмах описывала ты, вначале, как будто сознание и самоукорение, а под конец — опять самооправдание и обвинение других, с недовольством. Будем лучше всегда держаться самоукорения — это верный и безопасный путь. Но и в последнем письме есть опять прикровенная затея непостоянства и своеволия, именно — не являться в некоторые дни за трапезой, ради поста. Подражай лучше преподобному Феодору Студиту, который ежедневно был за трапезой, но, между тем, был постник. Да кроме сего, тебе прежде потребно и нужно обратить внимание на главную твою немощь — на неверие, часто тебя борющее, и на оное прежде всего ратовать. Святой Лествичник говорит, что долго сомневаться и пребывать без извещения есть признак славолюбивой души. И Господь во Евангелии (Ин. 5: 44):Како... можете веровати, славу друг от друга приемлюще, и славы, яже от Единого Бога, не ищете.Правда, в тебе нет грубого искания славы земной, но есть затаенное желание преимущества; и немощь эта обнаруживается завистью, неуступчивостью и настойчивостью до упрямства, недовольством, гневом и скорым смущением. Если когда ты и решаешься презирать славу, то это сопровождается вместе и презорством в отношении некоторых людей, особенно, когда что-либо представится тебе мнимополезным и захочешь сделать по-своему. Но главный признак славолюбия, как сказано выше, есть неверие, долгое сомнение, и долгое (или перемежающееся) недоумение о том же. На все это указано врачевство Самим Господом (Мф. 11: 29):научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим;а не сказал: поститеся и обрящете покой души. Пост похвален и нужен в свое время и в своем месте; лучше держись умеренного употребления пищи и пития, избегая сытости, признак которой малое отягощение, и, с другой стороны, излишнего и неуместного воздержания. Обе крайности нехороши и вредны. Умеренность же — и среднее из них делает человека более способным к духовному деланию. Для молитвы прочти и у преподобного Исихия две главы — 2 и 20, и запомни их, особенно о смирении, так как дело имеешь с гордыми бесами. 104. НУЖНО УЧИТЬСЯ РАЗЛИЧАТЬ КОЗНИ ВРАЖИИ Мир тебе, мать N! Поздравляю тебя с новолетием и сердечно желаю тебе обновления в духе, особенно желаю и советую тебе оставить изменчивость и непостоянство: то берешься за чрезмерное безмолвие и подвиги и непрестанную молитву, то опять оставляешь все недели на две (или немного менее или немного более), как видно из писем твоих (которые получены мною, и которые все читал я, хоть и не зараз по получении, напрасно ты в этом сомневаешься). В таком своеволии есть явный признак, что враг путает тебя прелестью, хитро утаивая это от тебя самой. К тому клонит и помысл вражий, что будто ты недостойна относиться ко мне, грешному. Тут не требуется никакого достоинства, а потребна только покорность. Смотри сама, за ложным смирением следует смущение. Не явно ли, что это волк во овчей шкуре. Не будь несмысленна, а разумевай козни вражии и оберегайся оных. 105. ПРИНЯВШЕМУ ВЕЛИКИЙ ОБРАЗ МОНАШЕСКИЙ ДОЛЖНО ИЗБЕГАТЬ МИРСКОЙ ЗАБОТЛИВОСТИ Мать N! Ехать тебе теперь в N, чтобы увидеться с братом лично, нахожу, во-первых, неблаговременным, так как ты от неладной постройки очень расстроена духом, а, во-вторых, и неприличным, так как ты приняла монашеский великий образ, иже есть совершенное умерщвление для мира и мирских.