197. Внешнее здоровье желательно соединить с внутренним душевным покоем

198. Хотя и трудно, да жить надо

199. Не должно неразсудно предаваться печали

200. Жалуется на здоровье, наставляет заботиться о подчиненных

201. Нужно служить и Богу и ближнему, по заповеди Христовой

202. Совет: при взгляде на посылаемую картину, возбуждать в себе мысли утешительные, а не унылые.

203. Господь крепость людем своим даст

204. Перед наступлением великого поста 205. Снова о молве своей и совет об избежании клевет человеческих 206. Настоятелю должно ограждать обитель молитвой 207. Молитва Иисусова более келейного правила 208. Надо простить кающуюся сестру и принять в обитель 209. Некоторые от малодушия бегут с трудного пути 210. О мудрости змеиной и кротости голубиной 211. Древних христиан враг искушал мучениями, а нынешних – болезнями и помыслами 212. И в новом году должны быть новые скорби 213. В скорбях должно полагаться на волю Божию 214. На безмолвие и уединение должно поступать по особому призванию Божию 215. Если не можешь иметь полного духовного отношения, держись исполнения заповедей Христовых 216. Без терпения нельзя успокоиться 217. Самооправдание - общая немощь 218. Печаль - тягчайшее из искушений 219. Вооружайся терпением 220. Напоминанием о смерти отца К. Внушается быть в мирном настроении 221. Главная наша забота должна быть о спасении. О книге «Цветник» 222. Устроение нашей жизни в руках Божиих 223. В тяжелых обстоятельствах надо потерпеть 224. При решении вопроса о переходе в другую обитель, должно, по молитве, смотреть на состояние своего сердца 225. Поздравляя с саном игумений, объясняет значение сего сана 226. При утеснении со стороны начальствующих должно помнить слова преподобного марка подвижника, что неудобную вещь не пытайся разрешить любопрением 227. Если Господь не попустит, никто нас обидеть не может 228. Скорбные обстоятельства не противны воле Божией 229. Кляуз бояться не должно. Ложь всегда останется ложью 230. Бог не попустит, свинья не съест 231. Без лихорадки дурные соки из тела не выходят, без неприятностей и зло из обители не устраняется 232. Скорби не убивают, а спасают, если терпеливо и с надеждой на Бога переносим их 233. В скорби от врагов - читать псалмы 3-й, 53-й, 58-й и 142-й, а при безотчетной скорби - псалом 101-й 234. Еще о чтении псалмов в напастях 235. Не благословляет уходить на покой из страха перед противниками 236. Велика награда терпящим несправедливые клеветы 237. Должно попытаться защищаться, прежде чем уходить на покой 238. О молитве за врагов Полное собрание писем преподобного Амвросия Оптинского в трех томах Оптинский старец Амвросий, по всеобщему и единодушному признанию, был одним из глубочайших знатоков сокровеннейших движений души человеческой, опытнейшим распутывателем духовных недоумений, мудрейшим и любвеобильнейшим наставником», - писал о нем протоирей Сергий Четвериков. Живое слово старца Амвросия, его советы и наставления дошли до нас в письмах к многочисленным духовным чадам – мирянам и монашествующим. Примерно с 1848 года старец Макарий стал направлять и насельников монастыря, и паломников под духовное водительство иеромонаха Амвросия. С этих пор и началась переписка, не прекращавшаяся уже все его жизнь. Письма преподобного старца Амвросия Оптинского начали публиковаться вскоре после его кончины в 1891 году. Для духовных чад Старца это было большим утешением и поддержкой после понесенной ими утраты. Начиная с 1892 года, письма печатались в журнале «Душеполезное чтение» и, по существовавшей тогда традиции, выходили отдельными оттисками. Тогда же, по мере поступления писем Старца от адресатов, Оптиной Пустынью стали издаваться небольшие сборники. На протяжении 1890-х годов их вышло более десяти. В 1906 году была предпринята первая публикация «Собрания писем блаженной памяти Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам»; чрез два года, в 1908 году, вышло второе, дополненное издание. В 1908-1909 годах было издано в двух выпусках «Собрание писем Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим». Два этих «Собрания...» (1908-1909 годов) являются на сегодняшний день наиболее полным сводом писем преподобного Амвросия Оптинского. Именно они и легли в основу настоящего сборника. Помимо праздничных поздравлений и наставлений о том, как вести себя в различных частных случаях, письма содержат весьма конкретные советы о приобретении страха Божия и христианских добродетелей терпения и смирения, о борьбе со страстями, о молитве. ОБЩИЕ ПРАЗДНИЧНЫЕ ПРИВЕТСТВИЯ 1. "ПРОСТИМ ВСЯ ВОСКРЕСЕНИЕМ"