ТРАДИЦИЯ. ДОГМАТ. ОБРЯД

238

Наблюдая многообразие миссионерских практик всевозможных сект, я пробовал найти разные объяснения их успеху. В конце концов, казалось мне, если у них есть какая-то общая методика живой проповеди, почему бы не перенять ее и не применить для православного свидетельства. Но в том-то и секрет, что никакой общей методики в разных по вероучению, но одинаковых в своей способности быстро достигать пика популярности сектах — нет. Проповеди протестантов скорее динамичны и зрелищны. Напротив, собрания секты парабуддистской секты Аум Сенрике заунывны и скучны. В "Богородичном центре" четырехчасовые проповеди "пророка Иоанна" построены вопреки основному закону гомилетики ("проповедь усваивается, если длится не больше 25 минут"), а Марину Цвигун из "Белого братства" вообще никто не видел проповедующей. При всей разности методик эффект все же получался общим: люди отдавали себя и свой разум в повиновение проповедникам. Этот результат я не могу объяснить ни психологически, ни социологически. Лишь один ответ мне кажется подходящим — богословский. Проповедь сект столь успешна потому, что лукавый им не мешает. Православный проповедник ведь почти никогда не беседует с человеком один на один. За спиной слушателя почти ощутимо стоит "дух сомнения", который влагает в его ум самые невероятные, глупые и взаимно противоречивые аргументы — лишь бы не допустить его согласия с православным словом. Бывает, один и тот же человек за два часа беседы в своей полемике с православием готов встать и на сторону старообрядцев, и на сторону католиков, он будет высказывать предпочтение и буддизму и протестантизму. Он готов отождествить себя с любой религиозной или антирелигиозной системой мировоззрения — лишь бы защитить себя от голоса совести и Евангелия. Массовый успех сектантов означает, что этого барьера они не встречают. Значит, кому-то их деятельность выгодна. Секты — разные. Враг Церкви — один.

239

Преподобный Максим Исповедник. Творения. М., 1993, Кн. 1. С. 89.

240Святой Василий Великий. Письма. С. 319.241Ерм. Пастырь. // Ранние отцы Церкви. Брюссель, 1988. С. 179.242Святой Климент Римский. Первое послание Коринфянам. // Ранние отцы Церкви. С. 44.243Цит. Мейендорф Иоанн, протоиерей. Введение в святоотеческое богословие. Нью-Йорк, 1985, С. 67.244Святой Василий Великий. Письма. С. 77.245Святой Григорий Богослов. Творения. Ч. 6. М., 1848, С. 177.246Последние две фразы надо соотнести с Лк. 8, 23.247Святой Иоанн Златоуст. Шесть слов о священстве. С. 51.248Святой Василий Великий. Письма. С. 282.249Святой Василий Великий. Письма. С. 135.250Святой Василий Великий. Письма. С. 319.251Святой Григорий Богослов. Творения. Т. 1. С. 135.252Древний патерик. М., 1899, С. 324.253Цит. Анри де Любак. Католичество. С. 306.