Как делают антисемитом

279

Для Валерия Каджая Критика моей статьи стала постоянным хлебом: только в 1999 году он огонорарился на этой теме трижды: на радио Би-Би-Си 11.2.1999; в «Международной еврейской газете» (Май 1999 № 18 (259)) его статья называлась «Как делают антисемитов или Чем отличается праздник Пурим от Международного женского дня?». Тот же текст был переопубликован в журнале «Новое время» (1999, № 19) под названием «Откровения от диакона или Что общего между еврейским праздником Пурим и МЖД 8 марта». С той поры каждый год в преддверии 8 марта или Пурима он рассылает переделки этой своей статьи в разные демиздания.

280

Каджая В. Можно ли не праздновать 8 марта?

Масленица, Пурим, Новруз-байрам и примкнувший к ним МЖД // Независимая газета 6.3.2001. С последней его фразой я соглашусь: признание книги Есфири частью библейского канона действительно было небеспроблемным — например, в кумранских пещерах «были найдены фрагменты всех библейских книг, кроме Есфири» (Тов Э. текстология Ветхого Завета. М., 2001, с. 97). Ни разу никто из авторов и проповедников Нового Завета не ссылается на книгу Есфири (см. Мицкевич В. А. Библиология. тт.1–2. М., 1990, с. 21). Затем «христиане оспаривали ее каноничность. Она была официально признана Писанием лишь на Карфагенском соборе в 397 г.» (Сэнфорд У. Хаббард Д., Буш Ф. Обзор Ветхого Завета. Одеса, 1998, с. 569). Мартин Лютер высказывал пожелание, чтобы она «никогда не существовала» (Там же, с. 568).

281Посоветую г. Зорину познакомиться с работой проф. П. А. Юнгерова «Книга Эсфирь и внебиблейские памятники» (Казань, 1891; Оттиск из: Православный собеседник, 1891).282Каджая В. Песах, Пасхейн, Пасха // Независимая газета. 6.4.1996.283См. диакон Андрей Кураев. Пасхальная борьба с окончаниями // Независимая газета. 1.6.1996.284Вроде уверения в том, будто православные греки, в отличие от русских, уже давно празднуют Пасху вместе с католиками, или рассказа о том, будто «в Великую субботу в церквах совершается вынос плащаницы».285Каджая В. Иисусе Воскресший, воскреси души наши! // Аргументы и Факты. 1996, №.15.286Каджая В. http://www.sem40.ru/anti/pravoslavniy_1.shtml?page=4 7 июня 2001.287Сидур. Врата молитвы. (Шаареф тфила) на будни, Субботу и праздники. Иерусалим-Москва, 1993, с. 9.288Книга «Шулхан арух» («Накрытый стол») сравнительно новая; она составлена Иосифом Каро в середине 16 века и впервые издана в Венеции.289Кицур Шулхан Арух. Краткий свод законов еврейской жизни. Т.2. Иерусалим, 1996, с. 397.290Бартзон Б. Как израильтянки переходят в другую веру // Вести, 1.5.2000. Тель-Авив.291Еврейская Энциклопедия. Свод знаний о еврействе и его культуре в прошлом и настоящем. т. 12. М., Терра, 1991, стб. 254–255.292Оказывается, слова из песни Игоря Талькова: «А золотые купола кому-то черный глаз слепили…» не просто поэтическая метафора.293Кицур Шулхан Арух. Краткий свод законов еврейской жизни. Т.2. Иерусалим, 1996, сс. 613–620.294Ромер Ф. Христос в Москве. Александр Виноградов, Владимир Дубосарский. XL Галерея. Москва // Итоги. 29.6.1999. с. 64. Полностью текст его рецензии звучит так: «На словах Виноградов и Дубоссарский обращаются в своем творчестве к самым широким массам. Потому что предъявляют „альтернативу зауми“ — „здоровое, положительное“ и „идеал жизни“. Для того рисуют большие картины, в которых действуют персонажи из глянцевых журналов (в том числе порно), модных фильмов и шоу-бизнеса. Источник вдохновения и одновременно адресат художников — наше коллективное бессознательное. Залихватская живопись Виноградова — Дубосарского — это ироническое отражение общественных вкусов и умонастроений. Замысел их новой картины „Христос в Москве“, занимающей всю сцену в XL Галерее и изображающей явление Спасителя народу на Триумфальной площади, также возник не на пустом месте. В обновленной России плодятся ХХСы и хрустальные часовни. А творцы из Академии художеств превращаются в иконописцев. Иисус постепенно занимает места Ленина — Сталина и Пугачевой — Шварценеггера. Именно об этом работа Виноградова и Дубосарского. Разумеется, это не итог мистических прозрений, а образчик современного искусства. Сюжет навеян не столько иконами или картиной Александра Иванова, сколько фильмом „Терминатор“: Христос на фоне памятника Маяковскому абсолютно гол, как киношный пришелец из будущего. Кроме необходимого по сюжету белого голубя-воплощения Св. Духа, есть еще трогательная бездомная собачка, которая, по мысли художников, воплощает Россию. Наконец, композиционный центр холста — не Христос, а девушка с уличного плаката, призывающая: „Улыбнись“. Зрители действительно улыбаются, глядя на это „второе пришествие“. Праздник может испортить лишь заметка в каталоге выставки под блоковским названием „В белом венчике из роз Впереди Исус Христос“, сочиненная владельцем XL Галереи Еленой Селиной. „Как известно, после фразы, так неосторожно вырвавшейся у поэта, наступили годы диктатуры и тирании“, — пишет она. То есть воскрешения Христа в искусстве (и массовом сознании) — не к добру».