Письма к провинциалу

Согласно учению незуита Л.Молины, благодать наличествует как простая возможность, которую можно но собственному желанию либо использовать, либо нет. По Августину, благодать действенна, т е. она властно захватывает существо тех, кто предопределен к спасению и побуждает этих людей к добрым поступкам.

Намек на распространявшееся иезуитами мнение, что янсенисты — скрытые еретики и лишь внешне признают католическую ортодоксию.

Якобинцами называли во Франции доминиканцев, потому что им отдана была в Париже церковь св. Иакова, рядом с которой они построили свой монастырь.Ср. с мыслью из трактата О геометрическом уме (Opusc., р. 166).Различаю (лапг.).Ср. Ис. 29: 13–14 — «И сказал Господь: так как этот народ приближается ко мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих, то вот, <…> мудрость мудрецов его погибнет, и разума у разумных его не станет».Образованное кардиналом Ришелье в 1634 г. учреждение, которое было призвано разработать словарь французского языка и следить за соблюдением языковых норм. Члены Академии, видя в Ришелье покровителя наук и своего благодетеля, относились к нему весьма почтительно.Возникший в эпоху подавления альбигойской ереси Орден доминиканцев, или братьев–проповедников, долгое время был основной силой папства. Доминиканцы создали широкую сеть образовательных учреждений, в их ведении находились цензура и (начиная с понтификата Григория IX) инквизиция. Достаточно сказать, что членами Ордена были и Фома Аквинский, и Торквемада.После выхода в свет книги Л.Молины Согласование между свободной волей и даром благодати (1588) начались яростные споры между сторонниками испанского иезуита и последователями Фомы Аквинского, в основном представлявшими доминиканский Орден. Страсти и взаимные обвинения достигли такой силы, что папа Климент VIII повелел прекратить дискуссию и обязал наиболее авторитетных теологов из обоих лагерей письменно изложить свои взгляды. Для окончательного решения вопроса была образована специальная конгрегация кардиналов (Congregatio de auxilhs), работа которой длилась 9 лет — со 2.01.1598 по 28.08.1607. После 77 заседаний книгу Молины решено было подвергнуть цензуре за содержащиеся в ней 20 некатолических тезисов. Двое кардиналов отказались ставить свои подписи под этим заключением. Окончательное решение должен был принять папа, но поскольку он хотел лично разобраться в сути вопроса, то с 20.03.1602 дискуссии возобновились и стали проходить в его присутствии. Они были столь ожесточенными, что многие их участники в прямом смысле лишались сил и им приходилось уступать место в зале другим представителям своей партии. Так и не успев определиться с решением, папа Климент VIII умер. В понтификат Павла V состоялось еще 85 заседаний, также не приведших ни к какому итогу. Тогда конгрегация была распущена, а лапа позволил каждой из сторон впредь свободно отстаивать свои взгляды, приказав воздерживаться от оскорблений в адрес друг друга. В целом от всех этих событий в выигрыше остались иезуиты, получившие возможность свободно проповедовать мо–линизм.Песочные часы.