Письма к провинциалу

131

Св. Иероним (330 или 346-420) — один из авторитетнейших мыслителей западного христианского мира. Родом из Далмации, обучался в Риме, Аквилее, Трире. В 373 г. отправился на Ближний Восток, где получил сан пресвитера. Стал известен благодаря своим письмам к друзьям но поводу различных вопросов веры и церковной жизни, которые он писал в период своего отшельничества. Впоследствии стал ближайшим советником папы Дамаса и по его поручению выполнил перевод Библии на латынь (Вульгата), по сей день являющийся основным для католической церкви.

132

А.И Полов указывает, что в последних трех фамилиях Пас- калем допущены неточности. Вольфганг а Ворбург был не теологом, а юристом; Вольтер Стревесдорф одно лиио. казуист из Кельна, доктор теологии.

133

Лк. 3: 11, 12: 33.134Quandonain religiosus sine exconuuunicatione potes habitum exuere? Si ut melius currat et saltet, vel si ad turpem causani, ut furetur vel fornicetur, cum dimittat, mox reassumturus.135Эта булла Григории XV (1621–1623) паи ран лена против про–стуикои, совершаемых духовными отцами н исионсдальнях, и требует, чтобы о них доносили.136Contra clericos sodomitas.137Благодаря Письмам ноя пился такой спрос на Эскобара, что наскоро н 1656 г. выпустили попос издание.138Постановления конгрегации Index'a не имели обязательной силы во Франции.139Конгрегация Индекса была создана в 1571 г папой Пием V. Ее функции состояли в том, чтобы выявлять книги, содержание которых расходилось с принципами церкви и возбранять католикам их чтение. Главой конгрегации был непосредственно папа. По мере необходимости конгрегацией принималось решение о выпуске Указателя (Индекса) запрещенных книг (Index hbrorum prohibitorum).140Ср. с Фактумом написанным Паскалем для парижских кюре по их просьбе (Pascal В. Lettres icntes а ип Provincial. — Paris, Flammarion, 1984, p. 273-275).141Рим. 7:7-8.142Симонией называлась практика торговли церковными должностями; название происходит от имени Симона-волхва. который хотел за деньги купить у ап. Петра способность творить чудеса (Деян. 8: 9-24).143Ср. с. 249-254 наст т.144См. напр. Чис. 18: 8-20.145Евр. 9: 1-7.146См. соотв. Мф. 5: 39 и Втор. 32: 35; Рим. 12: 19.147Ср. с Фактумом (прим. 3 к шестой Провипциалии). · Pascal В. Lettres ecntes...» p. 272.148Слова, заключенные в кавычки, принадлежат Паскалю, а не Азору, как можно подумать.149Исх. 20: 13.150Подлинные слона Молины: «если бы кто захотел отнять вещь ценою в один дукат или менее, несмотря на сопротивление владельца или сторожа, я не решился бы осудить того, кто, защищая его убил бы неправо нападающего, соблюдая умеренность законной защиты».151Ср. с. 483 наст. т.152Quo jure Hcltum est secular! In tali casu caluinniatorcm occidere, со jure vidctur clcrlco et rcligioso; cum in hoc rcligiosas ct sccularis sint omnino pares: cum non minus Jus in talcm honorcin habeat clericus et religiosus, lino majus, quanto major est professio sapicntiac et virtutis, ex qua hie honor elerico ct rcligioso progignitur, quam sit valor ct dexteritas armorum, ex qua honor sccularis nascitur. — Выходит, что духовные лица имеют даже более законное право убивать клеветников, чем люди светские.153С этим Письмом связан примечательный эпизод из жизни Паскаля К приехавшему в Париж и остановившемуся в гостинице «Царь Давид» Флорену Перье пришел его дальний родственник иезуит Фрета, сообщивший. что Паскаль попал под подозрение как возможный автор Провинциалий Перье, конечно же, принялся всячески разубеждать визитера. Пикантность ситуации придавало то, что за пологом кровати у Перье просушивались только что отпечатанные экземпляры 8-го Письма. Кстати сказать, Паскаль в то время проживал в той же гостинице, располагавшейся как раз напротив иезуитского Коллеж де Клермон, так что Перье не потребовалось много времени, чтобы посетить «неуловимого» Монтальта и рассказать ему об этом визите.154