Письма к провинциалу

234

Мф. 5: 39.

235

Ин. 3: 19.

236Иак. 1: 8.237Законы XII таблиц — кодекc разработанных в Риме и принятых децимвирами (cep. V в. до н.э.) законов, текст которых был выбит на 12-ти бронзовых таблицах. Эти законы отличала краткость и простота формулировок.238Ульпиан (170-288) — один из пяти величайших древнеримских юристов.239Куяций (1522-1590) — знаменитый французский юрист, основатель филологической школы изучения римского права (рассматривал правовые нормы в контексте культуры и исторической ситуации, которые их порождают).240Исх. 22: 2–3.241Текст цензуры см. с. 488-490 наст. т.242Verum haec sententia non est sequenda, прибавляет Лессий.243Inquiris an homo religiosus, qui Jragilitati cedens feminam vilem cognovit, quae honori ducens se prostittdsse tanto viro, rem ennrrat et eumdem infamat, possit illam occidere?... Doctrina quidem est probabiks, sed qua posset uti religiosus, et ddHcem occidere, ne se infamaret, Карамуэль, Theol. Fund. p. 551.244См. Письмо седьмое.245В Сомнении 4 Лессий оправдывает при известных условиях «тираноубийство». В Сомнении 10 разбирается вопрос: Utrum ad cons ervadonem matrix Hceat praebere pharmacum, quo proles putetur montura?246Речь идет об Аикирском поместном соборе 314 г.247Исаак, епископ Лангрский (ум. ок. 884). Им был составлен сборник канонов, принятых различными соборами.248Св. Гильдеберт (1057- ок. 1134) — был епископом Майнцским (с 1096 г.), затем архиепископом Турским. Его перу принадлежали 85 писем на темы морали и внутрицерковиой дисциплины. В некоторых источниках именуется не святым, а блаженным.249Апок. 12.250Мф. 12: 30.251См. напр. Ин. 12: 31252Мф. 16: 21-26.253Мф. 5: 39.254Лк. 6: 22.255Лк. 6: 26.256См. напр. Кол. 3: 1-17.257Ин. 8: 44.258Потеря должности, конфискация имущества, тюрьма, изгнание, даже смертная казнь — ничто не останавливало.259Быт. 4: 8.260Т. е. Иисуса Христа.261Сам Карамуэль не считал возможным пользоваться им.262Член Ордена капуцинов, поддерживал отношения с пор-рояльс- кими отшельниками. Издатель 1898 г. подчеркивает, что примирение о.Пюи нелестно и для самого капуцина, отказавшегося от вполне законных обвинений в адрес иезуитов.263Иезуиты всякими мерами старались переманить побольше народу в свои приходы. Пюи говорил о них.264Во Франции были три приматства, т. е. по древности своих прав более уважаемые епархии: в Лионе, Бурже и Руане.265Пс. 115: 2.266Шарантон — небольшой городок, где находилась ближайшая к Парижу 1угенотская церковь (иметь церкви в самой столице гугенотам воспрещалось). Это слово иногда использовалось как сиионим гугенотства.267Кирога и Пюи — капуцины.268Многие из них склонялись к янсенизму под влиянием аб. Сен-Сирана.269Маньи (Magni) Валериан (1587-1661) — «капуцин, теолог» физик, полемист с протестантами» дипломат. Борьба его с иезуитами вызвана тем, что по его указаниям лапа в 1630 г. упразднил Орден иезуитинок, основанный иезуитами без папского разрешения. За непочтительный отзыв о папской непогрешимости был в 1661 г. арестован нунцием и отправлен мод стражей из Вены в Италию; только заступничество Фердинанда III спасло его от мести иезуитов. В сочинении De atheismo AristoteBs (Варшава, 1647 г.) он описывал, выдавая их за свои» опыты Торичелли и Паскаля, без упоминания, что уже получил их описание от Роберваля» (прим. из издания 1898 г., с. 344).270Янсснисты и члены кружка в Пор–Рояле.