Блаж. Иероним Стридонтский-Четыре книги толкований на -Евангелие от Матфея к Евсевию-(IV)-Книга четвертая-Стихи

[Стихи 44-47]: Посему и вы будьте готовы, потому что не знаете, в который час придет Сын человеческий. Кто, по мнению твоему, есть раб верный и благоразумный, которого Господин его поставил над домом Своим, чтобы он вовремя давал пищу им [т. е. живущим в доме]? Блажен тот раб, которого Господин его, - когда придет, - найдет делающим так. Истинно говорю, что Он поставит его над всем богатством своим916. - Теперь Он полнее утверждает и представляет причину, почему о дне и часе кончины не знают, как Он сказал прежде, ни ангелы, ни Он сам, а только один Отец; именно потому, что это не полезно знать апостолам; также и пример отца семейства (домохозяина) - т.е. Себя, и верных рабов, т.е. апостолов, - Он ввел для убеждения обеспокоенной мысли, чтобы в надежде на награду они своевременно служили сотрудникам своим (conservis) пищей учения.

Стихи 48-49: А если тот [как] злой раб скажет в сердце своем: "Господин мой замедлит приходом", и начнет бить одинаковых с ним рабов (conserves), а есть и пить с пьяницами917. - Из вышесказанного следует, что как заботливый и всегда ожидающий пришествия Господина раб дает одинаковым с ним рабам пищу своевременно, и после того поставляется над всем достоянием домохозяина; так, наоборот, тот, который, - как говорит пророк Иезекииль, - успокаивает себя словами: много дней пройдет918, и не думает, что Господь придет скоро, тот делается беспечным, проводит время праздно в пиршествах и роскоши; но таковой встретит (sentiet) не кроткого домохозяина, а строжайшего Судию.

Стихи 50-51: Придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов919. - Он учит тому же самому, чтобы они знали, что Господь придет920, когда они не думают о Нем, и увещевает к бодрствованию и заботливости. Далее слова: отделит его (или: разделит его - dividet eum) [имеют не то значение], что Он разсечет его мечом921, но то значение, что он будет устранен от жребия святых, и что удел его положится вместе с лицемерами, - именно с теми, которые были на поле и которые работали жерновами, и однако не были оставлены. Мы много раз говорили, что лицемер одно показывает, а другим является в действительности; подобно этому и на поле, и у жерновов он показывается делающим то же, что и человек, принадлежащий Церкви, а конец [его дела] говорит о противоположном направлении воли (diversae voluntatis).

Глава XXV. - Стихи 1-4: Тогда царство небесное подобно будет десяти девам, которые, взявши светильники свои, вышли навстречу жениху невесте (sponso et sponsae). Но пять из них были неразумны, а пять благоразумны. И пять неразумных, взявши светильники, не взяли масла с собою; а благоразумные вместе со светильниками взяли в сосудах своих и масло922. — Эту притчу, т.е. подобие десяти девам, неразумным и благоразумным, некоторые просто изъясняют в отношении к девам, из которых одни, по словам апостола, девствнны и телом, и духом (mente), а другие, сохраняя только телесное девство, не имеют остальных дел, соответствующих их [телесному] состоянию, или [сохраняя девство] вследствие тщательного наблюдения родителей, в мысли [своей] однако вступили в брак923. Но мне кажется, что на основании вышесказанного в этом месте кроется другой смысл и сравнение в притче относится не к девственным телам, а ко всему роду человеческому. Действительно, подобно тому, как два работающих на поле и две мелющие жерновами обозначают два рода людей: христиан и иудеев или святых и грешников, которые, вступив в церковь, по видимости действительно и пашут, и мелют, а на самом деле все делают лицемерно; так и в настоящем случае десять дев относятся ко всем людям, которые, по-видимому, веруют в Бога и подтверждают свою веру Священным Писанием, будут ли то принадлежащие к Церкви (ecclesiastici), иудеи или еретики. Они все называются девами потому, что похваляются познанием о едином Боге и тем, что будто мысль их не оскверняется бесстыдством идолослужения. Масло имеют те девы, которые соответственно вере своей украшаются и делами; а не имеют масла те, которые, по-видимому, как будто и исповедуют Господа соответственной верой, но не заботятся924 о доброделании. Под пятью девами, неразумными и разумными, мы можем понимать пять чувств, которые у одних устремляются к небесному и желают высшего, а у других жаждут земной нечистоты и не имеют теплоты истины, которой они могли бы просветить свои сердца. О зрении, слухе и осязании в духовном смысле сказано: Что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали, и что осязали руки наши925. О вкусе говорится: Вкусите, и увидите, как благ Господь926; об обонянии - От благовония мастей твоих имя твое - как разлитое миро927, и: Мы Христово благоухание928.

Стих 5:И как жених замедлил, то задремали все и уснули, так как не малое время должно пройти между первым и вторым пришествием Господа. Задремали все, т.е. умерли, потому что смерть святых именуется сном. А вслед затем говорится: уснули, потому что после того они должны быть пробуждены.

Стих 6: Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему.- Внезапно, ведь, как бы среди спокойной ночи, когда все бывают в беззаботном состоянии, когда сон бывает самый тяжелый (глубокий), провозглашено будет пришествие Христово возгласами ангелов и громом труб предшествующих Ему сил. Скажем нечто такое, что, может быть, будет полезно читателю. По иудейскому преданию, Христос придет929 среди ночи, подобно исходу из Египта, когда совершалась Пасха и проходил губитель, и Господь снизошел на кровли, и кровью агнца были освящены косяки входов наших930. Отсюда, по моему мнению, возникло и предание апостольское, чтобы в день кануна Пасхи до наступления половины ночи не позволяли отпускать [из храма] народ, ожидающий пришествия Христова. А после того, как минует это время и безопасность сделается несомненной, все проводят день как праздник. Потому и псалмоневец говорил: В полночь вставал славословить Тебя за праведные суды Твои931.

Стих 7: Тогда встали все те девы и украсили светильники свои932. - Встали все девы, и каждая украсила светильник свой, т.е. мысли, которыми они воспринимали елей познания, чтобы иметь дела добродетелей, которые могли бы блистать перед Истинным Судией.

Стих 8: Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. - Те, которые находят, что светильники их угасают, показывают, что они отчасти сияют; однако в них нет непрерывного933 света, ни непрестанных [добрых] дел. Итак, если кто-нибудь имеет девственную душу и любит скромность, то он не должен довольствоваться посредственностью, которая скоро иссякает и, - когда поднимется жар, - высыхает, но должен следовать совершенной добродетели, чтобы иметь свет вечный. Стих 9: А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас. - Они отвечают так не вследствие скупости, а из боязни. Действительно, ведь, каждый получит награду по делам своим, и в день суда добродетели одних не могут превысить пороков других. И как во время вавилонского пленения Иеремия не мог помочь грешникам, и ему говорится: Не проси за этот народ934: так и тот день будет страшен, потому что каждый должен будет заботиться о себе самом. Пойдите лучше к продающим и купите себе.- Это масло продается и покупается дорогой ценой и приобретается великим трудом, - под этим мы разумеем все милостыни, добродетели и советы учителей. Стих 10: Когда же пошли они покупать, пришел жених. -Правда, как благоразумные они дают совет, что нельзя935 встречать жениха без масла для светильников; но так как время для покупки уже истекло и, - с приближением дня судного, - уже не осталось места для покаяния, - как говорит псалмопевец: Во гробе кто будет славить Тебя936 - то они вынуждены не новые дела совершать, а дать отчет в своих прежних делах. И готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились. — После дня судного не остается (или: не останется) средств к совершению добрых дел и к тому, чтобы оправдаться. Стих 11: После приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. - Правда, превосходно исповедание их, обнаружившееся в обращении937 "Господь", а повторение его служит признаком веры. Но какая польза в том, что призываешь устами Того, Которого отрицаешь делами. Стих 12: Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. - Знает Господь тех, которые принадлежат Ему, а кто не знает [Его], тот не будет познан938; не знает Господь делателей неправды; и хотя они девственны, и хотя в двояком отношении, т. е. и по чистоте тела и исповедованию истинной веры они могут быть прославлены939, однако так как они не имеют елея познания, то достаточным наказанием для них является то, что они неведомы Жениху.