Личность и Абсолют

b) Все нужны, несмотря на слабость; даже менее благородные нужнее.

c) Один член заботится о другом.

4. Ефес. 1, 22—23:

d) Тело Его—полнота (πλήρωμα) наполняющего все во всем.

Активное понимание: Церковь восполняет Христа (Златоуст, Феофилакт).

Пассивное: Христос исполняет Церковь. Для нас—и то, и это.

5. » 4,4—16:

a) Апостолы—для созидания Тела Христова (12).b) Любовь (16) иc) Христос—глава и Спаситель тела.6. » 4, 25: бытие членами оказывает к благочестию и чистоте.7. » 5, 22—32: небесный брак Христа и Церкви: дающего святость и воспринимающего ее.8. Колосс. 1, 18—29: Хр[истос]—глава Церкви, в Нем поэтому всякая полнота. Примирение в теле Плоти Его.9. » 2, 18—19: держаться главы, от которой все тело.10. » 3, 14—15: Быть в теле—облечься в Любовь.6. Резюмируя все это, можно сказать:1. Церковь не есть ни собрание верующих, ни храм, ни общество, ни авторитет, ни приход, ни учреждение, ни свод религиозных законов и правил. Церковь не есть ни епископ, ни священник, ни синод, ни даже собор. Все это—проявления Церкви.2. Церковь есть Тело Христово.Или: Церковь есть тело Божие, София, воплощенное и действующее в тварном бытии. Или: Церковь есть тело Божие, воплощенное и действующее в тварном бытии, или тело Христово, данное как организм истины и любви, или истина и любовь как организм.Или: Церковь есть тело Христово, т. е. истина и любовь как организм, где каждый член несет на себе энергию целого и где все таким образом преисполняется энергиями Божиими. А уже потом—прочее все.7. Если говорить об этом всем, надо говорить. Собрание во имя Иисуса Христа, таинство—именем.8. Имя—есть энергия Божия, мистическая Церковь. То, что мы знаем о Боге. Неотделимо от существа Божия, но отлично от Него.9. Таинство есть осуществление Церкви, или действие Софии о Имени Иисус–Христове.Несть иного Имени.В Имени Его омылись.Именем запечатал бездну.И сия есть заповедь Его.Явил Имя Твое, чтобы любовь была.10. Поэтому там, где нет Имени, есть техника и сатанизм.11. Диалектика таинства: действую Я и не–Я. Спасаю себя Я и не–Я.ФИЛОСОФИЯ ИМЕНИ У ПЛАТОНА 1 ноября 1922 г.1. Под философией я понимаю осознание опыта в понятиях. Следовательно, надо вскрыть сначала самый опыт.2. Лучше обращаться не к философам, но к живому опыту богослужения и священных книг какой–нибудь религии. Что же такое имя в православном богослужении и в Священном Писании?3. Первое значение: Имя как Идея, выражающая существо Божие. Имя Божие=слава Божия=жизнь вечная.На Тайной вечери, после слов: «Мужайтесь, Я победил мир» — Иисус возвел очи свои на небо и сказал: «Отче, пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, т. к. Ты дал Ему власть над всякою плотию, да всему, что Ты дал Ему, даст он жизнь вечную. Сия же есть вечная жизнь, да знают Тебя, единого, истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. И ныне прославь Меня Ты, Отец, у Тебя Самого славою, которую я имел у Тебя прежде бытия мира. Я открыл Имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их мне, и они сохранили слово Твое. Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть» (Иоан. 17, 1—17).Уже тут ясно отождествление Славы и Имени. Однако в этой же главе подчеркивается и онтологический смысл познания Славы и Имени. Именно, познание имени есть любовь и соединение всех в единстве любви. Ст. 20—26: «Я открыл им Имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня в них будет, и Я в них». (Иоан. ΠΙ, 23: «И еще есть заповедь Его, да веруем во Имя Сына Его 1.Х. и любим друг друга».)[669]Итак, Имя=Слава=Познание=единение в любви=жизнь вечная.Назовем это познавательно–мистическое значение Имени эйдетическим. Слава=свет.В Доброт[олюбии] IV 107: «Всех желаний край есть Божественное с душой и паче ума соединение: и Божественного ради соединения нуждно есть еже умом действовать, сиречь зрети. Таково и Божественное есть отчего и Имя Бог к сему определися. Но убо ежи зрети, абие на мысль Бога восходит. Когда бо и во всех аки некие лучи влагает Бог в зретелен ум, и ум зретелен прямоположно имать Бога».Св. Тихон Задонский; Имя Божие «равно всегда славно, свято и страшно пребывает и лучи славы Своея создает[670] в созданиях…» (тЛИ, кн. 2, стр. 64). Иоан. 14, 26[671].