Личность и Абсолют

b) Цель=достижение такого состояния, чтобы не было μή ov'a, мрака, расстройства, временной текучести. Это и есть Спасение.

c) Но уничтожение меона — усиление идеи (она уже менее расслаблена)=увеличение энергии.

d) Конечная цель, по «Тимею», — «возвращение всех заимствованных стихий в космос» (42е), где нет разрушения, а вечный круг тождества, вечное кругообращение, вечное «теперь» (38а).

e) Меон остается уже как интеллигибельная материя, которая есть сущность, а не просто бескачественность.

8. Другими словами, общение с Богом есть усиление энергии его в нас, причем сама сущность Божия остается неизменной.

Это—тоже диалектика, т. е. иначе и мыслить нельзя (чистое бытие, чистый ум есть максимальная энергия идеи).

9. Итак: 1) сущность бытия есть живая энергия идеи,

2) сущность восхождения есть усиление этой энергии.10. Теперь, последнее, — учение об имени как таковом.a) Неопределенность «Кратила».b) Метод извлечения определенного построения.11. 1. Утверждается какая–то особая «правильность (όρθότης) имен по природе». (Боги употребляют как раз те самые имена по природе.) 39lab.2) Ведь когда челнок делается—независимо от дерева, железа и т. д., — так и законодатель, смотря на эйдос предмета, создает из звуков и слогов все имена. 382е.3) В чем же сущность имени?a) Имя есть заявление вещи (δήλωμα του πράγματος). 433d.b) И потому «правильность имени состоит в том, что оно показывает, какова самая вещь». 428е.c) Имя ни в коем случае не есть фонетическое (только) явление: «Прибавляется какая буква или отбрасывается, — это ничего не значит, пока имеет силу проявляющаяся в имени сущность» (έως αν εγκρατής η ή ούσία του πράγματος δηλουμένη έν τω ονόματι). 393d.с: «Может быть, нашли бы мы и множество и других имен, по слогам и буквам различных, а по силе выражающих одно и то же» (ττ) δέ δυνάμει ταυτόν φθεγγόμενα).с: «Приложение первых имен к вещам относится к какой–то высшей силе (δύναμις), нежели человеческая, дабы они были необходимо правильны».С этим несовместимо полагание правильности в фонетическом явлении имени. Тогда было бы два «Кратила». «Ищи какой–нибудь иной правильности имени и не соглашайся, что имя вещи заявляется слогами и буквами, потому что, принимая оба эти положения, ты не можешь быть в согласии с самим собою» (433b). Значитd) Имя не есть и субъективная картина вещи, не так, как в живописи. 432аb.e) И вообще не состоит из элементов, подобно фонетической оболочке. Тут иное «подражание». 424d—425b. Это—подражание сущности. 424b: μίμησις της ουσίας.f) 388c: «Имя есть орудие, учительное и назначенное для разделения сущности», — ονομα αρα διδασκαλικόν τί έστιν 'όργανον και διακριτικόν της ουσίας.g) Грамматика и этимология имени поэтому не годятся; лучше познавать самые вещи в их идеальности.4. Итак: имя—1) явление сущности вещи,2) явление идеальной сущности вещи.5. Правильность имен у богов и в молитве.III ОБЩЕЕ РЕЗЮМЕ