Преподобный Симеон Новый Богослов и православное предание

А Отцы назвали»житейским морем»,[256]

Тот вступил в пристань,

В которой он обретает всякое благо.

Ибо там рай, там древо жизни,

Там сладкий хлеб, там Божественное питие,

Там неисчерпаемое богатство дарований.

Там купина горит, не сгорая,

И обувь тотчас с ног моих спадает.Там расступается море, и я прохожу один IИ вижу врагов, потопляемых в водах.Там созерцаю я древо, в мое сердцеБросаемое, и все горькое претворяется [в сладкое].Там обрел я скалу, источающую мед…Там ел я манну — хлеб ангельский,И не возжелал больше ничего человеческого.Там увидел я сухой жезл Ааронов процветшимИ изумился чудесам Божиим[257].Чтобы осознать значение данного отрывка, вспомним, что каждый из упомянутых персонажей имеет долгую историю истолкования в патристической и литургической традициях. Например,«божественное питие», то есть вода, изведенная Моисеем из скалы (Числ. 20:8–11), рассматривается как прообраз благодати Христа Спасителя [258]. Горящий куст (Исх. 3:2–4) символизирует Пресвятую Деву, которая приняла во чреве Бога и родила»без нетления» [259]. Переход через Чермное море (Исх. 14:21–28) — это прообраз Пасхи, перехода от смерти к жизни [260]; нередко этот эпизод толкуется и как прообраз Крещения (ср. 1 Кор. 10:2) [261]. Дерево, с помощью которого Моисей превратил горькую воду Мерры в сладкую (Исх. 15:23–25), является символом Креста [262].«Мед из камня»(Втор. 32:13) иногда считается символом Богородицы [263]. Манна, которую Господь послал Израилю (Втор. 16:4; 14–16), символизирует Евхаристию, как это показал Сам Христос (Ин. 6:31–51), а также Богородицу (см. выше) [264]. Расцветший жезл Аарона (Числ. 17:2–8) рассматривается как прообраз Богородицы [265], или, по другому толкованию, как прообраз Креста[266]Весь этот широкий спектр значений, несомненно, присутствует в памяти Симеона, когда он перечисляет библейские образы, однако в первую очередь он видит в этих образах себя и свой опыт. Для него речь идет не просто о событиях из истории Израиля, которые прообразуют тайны Нового Завета, но о фактах его собственной мистической биографии. Обращаясь к Новому Завету, Симеон и там узнает свою собственную историю в описываемых событиях, будь то Благовещение, исцеление слепого или воскрешение Лазаря:Там услышала [душа моя]:«Радуйся, благодатная,Ибо Господь с тобою и в тебе во веки!»(Лк. 1:28).Там услышал я:«Омойся в купели слез»;Сделав это, я уверовал и внезапно прозрел (Ин. 9:7).Там я похоронил себя во гробе через совершенное смирение,Но Христос пришел с безмерной милостью,Отвалил от него тяжелый камень зол моихИ сказал:«Выходи оттуда, словно из гроба мира сего»(Ин. 11:38–44)[267]