Оптина пустынь и ее время

Оптина пустынь и ея настоятели и старцы: о. Моисей, о. Исаакш, Великш Старецъ iеросхимонахъ Левъ, о. Макарш, о. Амвросш, о. iосифъ, с.игуменъ Антонш, о. Иларюнъ, о. Анатолш, о. Варсонофш.

Правила благочестивой жизни

Эти правила благочестивой жизни преподалъ мне въ день моего Св. Ангела великш Оптинскш Старецъ iеромонахъ Нектарш, съ такими словами: «Это тебе мой именинный даръ». Преподалъ его Батюшка, держа листокъ преподнятымъ въ рукахъ. На этомъ листке начертанъ крестъ со словами: «Господи, помилуй». Это было 26 августа 1925 года. Я въ первый моментъ не понялъ значешя для меня этого святого листка, и, только после кончины старца, скончавшагося 9 апреля 1928 года, мне стало ясно значеше этого — батюшкинаго мне дара. Когда скончался Старецъ, я остался одинокъ, безъ старческихъ указанш, и въ тотъ моментъ, когда мне была необходима старческая помощь, я нашелъ этотъ листокъ и, перечитавъ его вторично, понялъ значеше батюшкинаго дара: «Правила благочестивой жизни» въ сущности были для меня живымъ старцемъ.

Протопр. Адрiанъ

(ИЗЪ СОЧИНЕНiЙ ПЛАТОНА, АРХiЕПИСКОПА КОСТРОМСКОГО)

Принуждай себя всегда вставать рано и въ определенное время. Безъ особенной причины не спи более семи часовъ. Какъ скоро пробудишься отъ сна, тотчасъ вознеси мысль свою къ Богу и сделай на себе съ благоговешемъ крестное знамеше, помышляя о распятомъ Господе iисусе Христе, умершемъ для нашего спасешя на кресте. Немедленно встань съ постели, оденься и не позволяй себе долго нежиться на постели. Одеваясь, помни, что ты находишься въ присутствш Господа Бога и Ангела–Хранителя, и вспоминай о паденш Адама, который грехомъ лишилъ себя одежды невинности, и проси у Господа iисуса благодати облечься въ Него.

Пршми твердое намереше все делать для Господа Бога, все принимать отъ отеческой руки Его, и особенную решимость делать именно такое–то добро, или избегать именно такогото зла. Въ каждое утро хотя четверть часа посвящай на краткое размышлеше объ истинахъ веры, особенно о непостижимомъ таинстве воплогцешя Сына Божiя и о страшномъ второмъ пришествш Его, объ аде и рае. Размышляй такъ: можетъ быть, этотъ день есть последшй день моей жизни, — и все такъ делай, какъ бы ты захотелъ делать, готовясь предстать теперь же на судъ Божш. Благодари Господа Бога за сохранеше тебя въ прошедшую ночь, и что ты еще живъ и не умеръ въ грехахъ. Сколько людей въ прошедшую ночь предстали предъ страшное судилище Господа! Также возблагодари Бога, что еще есть для тебя время благодати и милосердiя и средства для покаяшя и прюбретешя неба. Каждое утро думай о себе, что только теперь начинаешь и хочешь быть христiаниномъ; а прошедшее время напрасно погибло. После молитвы и размышлешя, если позволяетъ время, почитай какую–нибудь книгу духовную, напр. св. Димитрiя «Алфавитъ духовный», и святителя Тихона Задонскаго: «Сокровище духовное отъ мiра собираемое», и читай до техъ поръ, пока сердце твое придетъ въ умилеше. Довольно подумавъ объ одномъ месте, читай далее и внимай тщательно тому, что Господь говоритъ твоему сердцу.После сего займись делами твоими, и все заняття и дела твои да будутъ во славу Божпо, — помни, что Богъ везде видитъ тебя, зритъ все дейсттая, заняття, чувствовашя, помышлешя и желашя твои и щедро воздастъ тебе за все добрыя дела. Не начинай ни одного дела, не помолясь Господу Богу, ибо то, что мы дѣлаемъ или говоримъ безъ молитвы, после оказывается или погрешительнымъ, или вреднымъ и обличаетъ насъ чрезъ дѣла неведомымъ для насъ образомъ. Самъ Господь сказалъ: безъ Мене не можете творити ничесоже. Среди трудовъ твоихъ всегда благодушествуй, успѣхъ оныхъ поручая благословешю Господа. Исполняй все тяжкое для тебя, какъ епитимпо за грехи твои — въ духе послушашя и смирешя; въ продолжеше трудовъ произноси кратгая молитвы, особенно молитву iисусову и представляй себе iисуса, Который въ поте лица Своего елъ хлебъ Свой, трудясь съ iосифомъ.Если твои труды совершаются успешно по желашю сердца твоего: то благодари Господа Бога; если же неуспешно: то помни, что и это Богъ попускаетъ, а Богъ дѣлаетъ все хорошо.Во время обеда представляй, что Отецъ Небесный отверзаетъ руку Свою, чтобы напитать тебя; никогда не оставляй молитвы предъ обедомъ, уделяй отъ своего стола и нищимъ. После обеда считай себя какъ бы однимъ изъ тѣхъ, которыхъ въ числе пяти тысячъ напиталъ чудесно iисусъ Христосъ; и возблагодари Его отъ сердца и моли, чтобы Онъ не лишилъ тебя небесной пищи, слова Своего и пречистыхъ Тела и Крови Своихъ. Если желаешь жизни мирной, то предай всего себя Богу. До тѣхъ поръ ты не найдешь душевнаго мира, пока не успокоишься въ единомъ Боге, любя Его единаго. Всегда и во всемъ поминай Господа Бога и святую любовь Его къ намъ грѣшнымъ. Во всемъ старайся исполнить волю Божiю и угождать только единому Богу, делай и терпи все для Бога. Заботься не о томъ, чтобы уважали и любили тебя люди века сего, но о томъ, чтобы угодить Господу Богу и чтобы совесть твоя не обличала тебя во грехахъ. Бодрствуй тщательно надъ самимъ собою, надъ чувствами, помышлешями, движешями сердца и страстями: ничего не почитай маловажнымъ, когда дело идетъ о твоемъ спасеши вѣчномъ. Во время памятовашя о Боге умножай молитвы твои, чтобы Господь помянулъ тебя тогда, когда ты забудешь о Немъ. Во всемъ да будетъ твоимъ учителемъ Господь iисусъ Христосъ, на Котораго взирая окомъ ума своего, спрашивай себя самого чаще: что въ этомъ случае помыслилъ бы и сделалъ бы iисусъ Христосъ. Будь кротокъ, тихъ, смиренъ; молчи и терпи по примеру iисуса. Онъ не возложитъ на тебя креста, котораго ты не можешь понести; Онъ Самъ поможетъ тебе нести крестъ. Не думай прюбресть какую–либо добродетель безъ скорби и болезней души.Проси у Господа Бога благодати исполнять, какъ можно лучше, святейгшя заповеди Его, хотя бы оне казались для тебя весьма трудными. Исполнивъ какую–либо заповедь Божпо, ожидай искушешя, ибо любовь ко Христу испытывается чрезъ преодолеше препятствш. И на малое время не оставайся въ праздности, а пребудь всегда въ трудахъ и занят!яхъ, ибо не трудящийся недостоинъ имени человека. Уединяйся по примеру iисуса, Который, удаляясь отъ прочихъ людей, молился Отцу Небесному. Во время тягости душевной или охлаждешя къ молитве и ко всемъ благочестивымъ занят!ямъ не оставляй делъ благочест!я, такъ Господь iисусъ Христосъ трижды молился, когда душа Его была прискорбна даже до смерти. Делай все во имя Господа iисуса, и такимъ образомъ всякое дело твое будетъ деломъ благочеспя.Убегай даже самыхъ малыхъ греховъ, ибо не удаляюгцшся отъ малыхъ непременно впадетъ въ болыше и тяжйе. Если хочешь, чтобы не тревожили тебя злые помыслы, то со смирешемъ принимай уничижеше души и скорбь телесную, не въ одно какое–либо, но во всякое время, во всякомъ месте и во всякомъ деле. Всякш помыслъ, удаляюгщй тебя отъ Господа, особенно скверный плотскш помыслъ, изгоняй изъ сердца, какъ можно скорее, какъ сбрасываешь съ одежды и одну искру, попавшую на нее. Когда придетъ такой помыслъ, то молись крепко: Господи помилуй, Господи помоги мне, Господи не оставь меня, избавь отъ искушешй, или иначе какъ. Но среди искушешй не смущайся. Кто посылаетъ случай къ сражешю, Тотъ дастъ и силы къ победе. Будь спокоенъ духомъ, уповай на Бога: если Богъ за тебя, то кто противъ тебя? Испрашивай у Бога, чтобы Онъ отнялъ у тебя все, что питаетъ твое самолюбiе, хотя бы это для тебя было и очень горько. Желай жить и умереть для одного Г оспода Бога и всецело принадлежать Ему. Когда потерпишь какое–либо безчеспе отъ людей, то подумай, что это послано отъ Бога къ славе твоей, и такимъ образомъ въ безчесгш будешь безъ печали и смугцешя, и въ славе. Если имеешь пищу и одежду, то и симъ будь доволенъ по примеру iисуса, насъ ради обнищавшаго. Никогда не спорь и слишкомъ много не защищай себя и не извиняй; ничего не говори противъ начальниковъ или ближнихъ безъ нужды или обязанности. Будь искрененъ и простъ сердцемъ, съ любовью принимай наставлешя, увегцашя и обличешя отъ другихъ, хотя бы ты былъ и очень уменъ.Не будь ненавистникомъ, завистливымъ, чрезмерно строгимъ въ слове и делахъ. Чего не хочешь себе, того не делай другому, и чего себе отъ другихъ желаешь, то прежде самъ сделай для другихъ. Если кто посетить тебя, то возвысь сердце твое къ Господу Богу и моли даровать тебе духъ кроткш, смиренный, собранный; и будь ласковъ, скроменъ, остороженъ, благоразуменъ, слiшъ и глухъ, смотря по обстоятельствамъ. Помышляй, что iисусъ находится среди техъ, съ которыми ты находишься и беседуешь. Не говори ничего необдуманно, твердо помни, что время кратко и что человекъ долженъ дать отчетъ во всякомъ безполезномъ слове; разговору назначай определенную цель: и старайся направлять его къ спасешю души. Более слушай, нежели говори: во многоглаголанш не спасешься отъ греха. Испрашивай у Господа благодати благовременно и молчать и говорить. Не любопытствуй о новостяхъ: оне развлекаютъ духъ. Если же кому принесешь пользу словами своими, то признай въ этомъ благодать Божiю. Когда ты находишься наедине съ собою, то испытывай себя, не сделался ли ты хуже прежняго, не впалъ ли въ капе грехи, которые прежде не делалъ? Если согрешишь, то немедленно проси прогцешя у Бога со смирешемъ, сокрушешемъ и уповашемъ на Его благость, и поспеши принесть покаяше предъ отцемъ духовнымъ; ибо всякш грехъ, оставленный безъ покаяшя, есть грехъ къ смерти. Притомъ если не будешь сокрушаться во грехе, сдЬланнымъ тобою, то опять въ него скоро впадешь. Старайся делать всякому добро, какое и когда только можешь, не думая о томъ, оценить или не оценить онъ его, будетъ тебе благодаренъ. И радуйся не тогда, когда сделаешь комулибо добро, но когда безъ злопамятства перенесешь оскорблешя отъ другого, особенно отъ облагодетельствованнаго тобою. Если кто отъ одного слова не оказывается послушнымъ, того не понуждай чрезъ преше, самъ воспользуйся благомъ, которое онъ потерялъ. Ибо незлобiе принесетъ тебе великую пользу. Но когда вредъ отъ одного распространяется на многихъ, то не терпи его, ищи пользы не своей, но многихъ. Общее благо важнее частнаго.