Жизнь и труды св. Дионисия Великого, епископа Александрийского

Иероним. Praefatio in librum XVIII commentariorum in Isaiam prophetam; см.: Migne. PL. Т. XXIV. 1845. Col. 627.

556

Подробное изложение споров о крещении еретиков читатель может найти в не раз уже цитированном сочинении А. В. Молчанова «Св. Киприан Карфагенский и его учение о Церкви». Казань, 1888. С. 135-157. Впрочем, история этих споров доведена здесь только до смерти папы Стефана и св. Киприана Карфагенского.

557

46-е и 47-е Апостольские правила хотя и касаются вопроса о крещении еретиков и выражают мысль о недействительности еретического крещения, однако не заключают в себе ясных указаний на то, все ли еретики имеются в виду здесь или только некоторые. Ср.: Молчанов А. В. Указ. соч. С. 135, прим. 2.

558Тертуллиан. De baptismo. Cap. XV: «Haeretici autem nullum habent consortium nostrae disciplinae, quos extraneos utique testatur ipsa ademptio com-municationis. Non debeo in Ulis cognoscere quod mihi est praeceptum, quia non idem Deus est nobis et illis, nec unus Christus, id est idem, ideoque nec baptis-mus unus, quia non idem: quem quum rite non habeant, sine dubio non habent: neccapit numerari, quod поп habetur. Ita пес possunt accipere, quia поп habent». См.: Tertulliani Opera. Lutetiae, 1634. P. 262.559Ср.: Hefele. Conciliengeschichte. Freiburg, 1855. Bd. I. S. 78-79. Впрочем, по мнению других писателей, собор при Агриппине был в 200 г. Ср.: Dittrich. Op. cit. S. 83, Anm. 2.56060-е письмо св. Киприана, к Юбаяну, о крещении еретиков. См.: Творения св. Киприана в русском переводе. Т. II. С. 286. Ср. письмо 58-е, к Квинту. Там же. С. 280.561Stromat. Lib. I. Cap. 19: «To βάπτισμα τό αιρετικών ούκ οίκεΐον και γνήσιον ϋδωρ». См.: Migne. PG. Т. VIII. Col. 813.562Hefele. Op. cit. Bd. I. S. 81-82.563Послание Фирмилиана к Киприану. См.: Творения св. Киприана в русском переводе. Т. II. С. 324-338. Фирмилиан упоминает здесь только о соборе в Иконии (С. 328), но можно думать, что и Синнадский собор происходил около того же времени; св. Дионисий в послании к Филимону (Евсевий. Церковная история. VII, 7) оба собора называет вместе.564Евсевий. Церковная история. VII, 2-3.565Ср.: Döllinger. Hippolytus und Kallistus. Regensburg, 1853. S. 189-194.566' 58-е письмо, к Квинту, и 60-е письмо, к Юбаяну. См.: Творения св. Киприана в русск. перев. Т. II. С. 278-279,300-301.56758-е письмо св. Киприана, к Квинту, и 61-е письмо, к Помпею. См.: Творения св. Киприана в русск. перев. Т. II. С. 279, 310. Ср. послание св. Дионисия к Филимону у Евсевия (Церковная история. VII, 7).56858-е письмо св. Киприана, к Квинту, о крещении еретиков. См.: Там же. С. 278.56960-е письмо св. Киприана, к Юбаяну, где св. Киприан сообщает о постановлениях первого и второго Карфагенских соборов по вопросу о крещении (Там же. С. 284). То же постановление утверждено было и на третьем Карфагенском соборе. См.: Sententiae episcoporum LXXXVII de haereticiis baptisandis. Migne. PL. T. III. 1844. Col. 1052-1078.57058-е письмо св. Киприана и другие письма по вопросу о крещении еретиков. См.: Творения св. Киприана в русск. перев. Т. II. С. 278,281,283,310 и др.57162-е письмо св. Киприана, к Магну, о крещении новациан. См.: Творения св. Киприана в русск. перев. Т. II. С. 311—324.