Жизнь и труды св. Дионисия Великого, епископа Александрийского

60-е письмо св. Киприана, к Юбаяну, где св. Киприан сообщает о постановлениях первого и второго Карфагенских соборов по вопросу о крещении (Там же. С. 284). То же постановление утверждено было и на третьем Карфагенском соборе. См.: Sententiae episcoporum LXXXVII de haereticiis baptisandis. Migne. PL. T. III. 1844. Col. 1052-1078.

570

58-е письмо св. Киприана и другие письма по вопросу о крещении еретиков. См.: Творения св. Киприана в русск. перев. Т. II. С. 278,281,283,310 и др.

571

62-е письмо св. Киприана, к Магну, о крещении новациан. См.: Творения св. Киприана в русск. перев. Т. II. С. 311—324.

57260-е письмо св. Киприана, к Юбаяну, где св. Киприан сообщает о постановлениях первого и второго Карфагенских соборов по вопросу о крещении (Там же. С. 284). То же постановление утверждено было и на третьем Карфагенском соборе. См.: Sententiae episcoporum LXXXVII de haereticiis baptisandis. Migne. PL. T. III. 1844. Col. 1052-1078.573Эту мысль мы встречаем не только в послании Киприана к Стефану (см.: Творения св. Киприана. Т. И. С. 284), но и в послании к Магну (Там же. С. 324), и в послании к Юбаяну (Там же. С. 300-301), и в речи св. Киприана на третьем (по вопросу о крещении) Карфагенском соборе, в которой св. Киприан приглашал собравшихся епископов свободно высказать свои мнения, «не осуждая никого и не лишая права общения, хотя бы кто мыслил и неодинаково с другими». Sententiae episcoporum LXXXVII de haereticiis baptisandis. Migne. PL. T. III. Col. 1053-1054.574См. у Питры. Analecta sacra. Т. IV. P. 170,413-414.575До избрания на епископскую кафедру Рима Стефан был архидиаконом (См.: Acta sänctorum. Ed. Carnandet. Augusti tomus primus. Parisiis et Romae, 1867. P. 115), тогда как Дионисий Римский служил Церкви и в сане пресвитера {Евсевий. Церковная история. VII, 7). Если предположить, что Дионисий Римский получил сан пресвитера еще до избрания Стефана в Римские епископы, то для нас понятно будет и то, почему имя Дионисия в надписании рассматриваемого письма поставлено ранее имени Стефана.576Молчанов А. В. Указ. соч. С. 158—161.577Послание Фирмилиана к Киприану, где Фирмилиан, обращаясь к Стефану, между прочим, говорит: «Сколько споров и несогласий завел ты со всеми Церквами?» См.: Творения св. Киприана в русск. перев. Т. II. С. 336.57861-е письмо св. Киприана, к Помпею, против письма Стефана о крещении еретиков. См.: Творения св. Киприана в русск. перев. Т. II. С. 301-302.579Евсевий. Церковная история. VII, 5.580См. цитированное выше послание св. Дионисия к Сиксту II, где Александрийский епископ пишет между прочим: «На значительнейших соборах епископов, как я слышу, действительно постановлены правила, чтобы приходящие в Церковь из ереси по предварительном оглашении были потом омываемы и очищаемы от скверн старой и нечистой закваски». Ср. послание св. Дионисия к Филимону в «Церковной истории» Евсевия (VIII, 7): «узнал я также, что не в одной Африке и не теперь только введено это, но что подобное мнение существовало с давнего времени у прежних епископов, в Церквах многолюднейших и на соборах братий в Иконии, Синнаде и во многих других странах».