Жизнь и труды св. Дионисия Великого, епископа Александрийского

579

Евсевий. Церковная история. VII, 5.

580

См. цитированное выше послание св. Дионисия к Сиксту II, где Александрийский епископ пишет между прочим: «На значительнейших соборах епископов, как я слышу, действительно постановлены правила, чтобы приходящие в Церковь из ереси по предварительном оглашении были потом омываемы и очищаемы от скверн старой и нечистой закваски». Ср. послание св. Дионисия к Филимону в «Церковной истории» Евсевия (VIII, 7): «узнал я также, что не в одной Африке и не теперь только введено это, но что подобное мнение существовало с давнего времени у прежних епископов, в Церквах многолюднейших и на соборах братий в Иконии, Синнаде и во многих других странах».

581Евсевйи. Церковная история. VII, 4-5, и Pitra. Analecta sacra. P. 171,414. Ср.: Творения св. Дионисия в русск. перев. С. 58-60 (С. 91-93 нового изд.).58259-е письмо св. Киприана, к папе Стефану. См.: Творения св. Киприана в русск. перев. Т. II. С. 283-284.583Письмо Фирмилиана к Киприану. См.: Там же. С. 336.584Послание св. Дионисия к Сиксту II. См.: Евсевий. Церковная история. VII, 5.585Там же.586De vita et passione s. Cypriani per Pontium diaconum. См.: Migne. PL. T. III. Col. 1494.587Евсевий. Церковная история: VII, 7. Выписанные нами слова приводят Дитриха (Op. cit. S. 87-89) к странному заключению, будто для св. Дионисия еще неясно было значение рассматриваемого вопроса и будто только этим можно объяснить само упоминание о таком ясном и никем не оспариваемом факте, что об этом факте упоминает и св. Киприан (58-е письмо, к Квинту. См.: Творения св. Киприана в русск. перев. Т. II. С. 279), которого уже нельзя заподозрить в неясном понимании дела. Подобно св. Киприану, и св. Дионисий, ссылаясь на предание своей Церкви, может быть, хотел указать римскому пресвитеру на то, что древний обычай, на который опирались защитники римской практики, может служить примером только для тех случаев, когда переходили в Церковь лица, получившие в ней крещение и потом уклонившиеся в ересь.588Втор. ,19, 14.589Евсевий. Церковная история. VII, 7.590В 60-м письме, к Юбаяиу, св. Киприан также указывал на то, что еретическое крещение не имеет ничего общего с церковным. См.: Творения св. Киприана в русск. перев. Т. II. С. 286-287.591Такие заключения выводит из рассматриваемого случая Ниль в своей «Истории св. Восточной Церкви» (Neal. Op. cit. P. 63—64).592Возможность подобных случайностей признавал и св. Киприан. См. его 60-е письмо, к Юбаяну. Творения св. Киприана в русск. пер. Т. II. С. 299.593Так объясняется отказ св. Дионисия в цитированном выше месте «Истории» Ниля. Сознавая, что такое толкование расходится с прямым смыслом слов св. Дионисия, Ниль старается выйти из затруднения при помощи совершенно произвольного предположения, будто св. Дионисий, указывая на долговременное пребывание старца в общении с Церковью, имел в виду только успокоить просителя, а не объяснить свой отказ ему в глазах Римского епископа.594Такую мысль выражает Фирмилиан в послании к Киприану (Творения св. Киприана в русск. перев. Т. II. С. 335), но не подлежит сомнению, что и св. Киприан держался такого же мнения.