Жизнь и труды св. Дионисия Великого, епископа Александрийского

674

Если св. Ипполит нашел нужным удвоить свой круг, то сделал это по всей вероятности потому, что при расположении этого круга по восьмилетиям правильность чередования букв, обозначающих недельные дни пасхальных полнолуний, была бы менее ясна, чем при расположении этого круга по шестнадцатилетиям. В последнем случае недельные дни пасхальных полнолуний для соответственных годов всех шестнадцатилетий сменяются один за другим, хотя не в прямом, а в обратном порядке, а при расположении пасхального круга св. Ипполита по восьмилетиям они сменялись бы с промежутками в три дня. Вместо ряда G, F, Е, D, С, В, А для первых годов семи шестнадцатилетий получился бы ряд G, С, F, В, Е, A, D.

675

Восьмилетний цикл для согласования солнечного летосчисления с лунным введен был, как полагают, около 500 года до Рождества Христова греческим астрономом Клеостратом Тенедосским, родившимся около 536 г. до P. X. Ему же приписывается изобретение и трех вставных (εμβόλιμος) месяцев. См.: Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. СПб., 1895. Т. IV. С. 15; Т. XV. С. 362.

676Юлий Африкан у блаженного Иеронима в Commentariorum in Danielem liber. Cap. IX: «Qui (lunares menses) secundum illorum (Hebraeorum) supputationem possunt facere per singulos menses dies viginti novem et semis, ita ut per duodecim menses singulorum annorum undecim dies et quarta diei pars amplius reperiatur. Unde Graeci et Judaei per octo annos trium mensium έμβόλιαμους faciunt. Si enim octies undecim et quartam partem volueris supputare, nonaginta dies hoc est tres menses efficies». См.: Migne. PL. Т. XXV. 1845. Col. 543-544; ср.: Евсевий. Demonstrations evangelicae liber VIII//Migne. PG. Т. XXII. 1857. Col. 611-612.677См.: Gottfridi Lumper Dissertatio de vita et scriptis sancti Hippolyti. Cap. II, articulus IX, § II; ср.: Migne. PG. Т. X. Col. 313. Метон был афинский математик, живший в V в. до P. X., а Евдокс (Книдский) — знаменитый астроном, основавший в IV в. до P. X. целую школу математиков и астрономов в своем отечественном городе Книде в Карии в Малой Азии. Ср.: Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. Т. XIX. СПб., 1896. С. 196-197; Т. XI. СПб., 1893. С. 416.678Евсевий. Церковная история. VII, 20.679Послание св. Дионисия к Василиду, см.: Творения св. Дионисия в русск. перев. С. 44 (С. 78 нового изд.).680Ср. выше, с. 178, прим. 3.681Ideler. Handbuch der Chronologie. II, 224-226; ср.: Hefele. Conciliengeschichte. Bd. 1. S. 307; Dittnch. Op. cit. S. 46.682В Греции восьмилетний цикл Клеострата Тенедосского уже в V в. до P. X. заменен был знаменитым метоновским девятнадцатилетним циклом с семью вставочными месяцами на 19 лет. По прошествии этого периода Луна и Солнце возвращаются почти в то же положение относительно Земли и звезд, так как 19 солнечных лет составляют почти ровно 235 лунных месяцев. Впрочем, ни восьмилетний, ни девятнадцатилетний пасхальные циклы не успели приобрести общего распространения, и, по-видимому, долгое время употреблялись совместно. Ср.: Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. Т. XIV. СПб., 1895: С. 15.