Жизнь и труды св. Дионисия Великого, епископа Александрийского

Commentariorum in evangelium Ioannis. Т. II, num. 2; см.: Migne. PG. Т. XIV. Col. 108.

723

Ibid. Col. 109.

724

Ср.: Болотов В, В. Указ. соч. С. 299.

725По Тертуллиану (Adversus Praxeam. Cap. 6; см.: Migne. PL. Т. II. Col. 161), Бог и до сотворения мира является «творящим и рождающим Премудрость в Своем сознании» (in sensu suo condens et generans), равно и по учению св. Ипполита (Philosophumena. Lib. 10. Cap. 33. Ed. Duncker et Schneidewin. Gottingae, 1859. P. 538): μόνος καί κατά πάντων Θεός Λόγον πρώτον άπογεννα, ού Λόγον ώς φωνήν, άλλ' ένδιάθετον τοΰ παντός Λογισμόν; но ни Тертуллиан, ни св. Ипполит не называют Слово в этом первичном моменте Его бытия именем Сына.726Adversus Hermogenem. Cap. 3: «Fuit tempus, cum... Filius non fuit, qui Pat-rem Deum faceret». См.: Migne. PL. Т. II. Col. 200.727Adversus Praxeam. Cap. 7: «Tunc igitur ipse Sermo speciem et ornatum suum sumit, sonum et vocem, cum dicit Deus: Fiat lux! Haec est nativitas perfecta Sermonis, dum ex Deo procedit… de quo procedendo Filius factus est, primogenitus, ut ante omnia genitus et unigenitus, ut solus ex Deo genitus». См.: Migne. PL. T.II. Col. 161.728Λόγον, öv Λόγον έχων έν έαυτφ άόρατόν τε όντα τώ κτιζομένω κόσμφ όρατόν ποιεί, προτέραν φωνήν φθεγγόμενος. См.: Migne. PG. Т. X. Col. 817; ср.: Творения св. Ипполита в русск. перев. Вып. II. Казань, 1899. С. 108–109.729Ibid., num XI (Col. 817; С. 109): Δύναμις γάρ μία ή έκ τοϋ παντός' τό δε παν Πατήρ, έξ ού δύναμις Λόγος. Ούτος δέ νους, δς προβάς έν κόσμφ έδείκνυτο παις Θεοϋ.730По поводу слов апостола Павла Богъ Сына Своего посла въ nodoöiu плоти гр'кха {Рим. 8,3), св. Ипполит (Ibid., num. XV. Col. 824. С. 112) пишет: ποιον ούν Υίόν έαυτοϋ ό Θεός διά της σαρκός κατέπεμψεν, άλλ' ή τον Λόγον, δν Υίόν, προσηγόρευε διά τό μέλλειν αύτόν γενέσθαι; и далее: οΰτε γάρ άσαρκος καί καθ' έαυτόν ό Λόγος τέλειος ήν Υιός καίτοι τέλειος Λόγος ών Μονογενής. Правда, самое наименование Слова единородным показывает, что и до Своего воплощения Слово было для св. Ипполита Сыном; однако в предыдущих словах св. Ипполит ясно высказывает мысль, что Слово наименовано было Сыном не только потому, что Оно рождается от Отца, но и потому, что Оно «имело сделаться» Сыном (человеческим).731Adversus Praxeam. Cap. 2: «Tres autem non statu, sed gradu, nec substantia, sed forma, nec potestate, sed specie». См.: Migne. PL. Т. II. Col. 157.732Adversus Ргахеаш. Сар. 8. Col. 163.733Ibid. Cap. 12. Col. 168: «Ubique teneo unam substantiam in tribus cohae–rentibus».734Ibid. Cap. 13. Col. 169: «et Pater Deus, et Filius Deus et Spiritus Sanctus Deus et Deus unusquisque».735Ibid. Cap. 31. Col. 196: «Quae est substantia Novi Testamenti, statuens legem et prophetas usque ad Ioannem, si non exinde Pater et Filius et Spiritus, tres crediti, unum Deum sistunt?»736