Жизнь и труды св. Дионисия Великого, епископа Александрийского

760

Св. Афанасий Великий. De synodis, num. 43; см.: Migne. PG. Т. XXVI. Col. 769.

761

Выражения, употребляемые Дионисием Римским в этом послании, имели бы слишком общий и неопределенный характер, если бы оно не назначалось нескольким епископам и в разные Церкви. Припомним еще, что св. Дионисий Александрийский и соименный ему епископ Римский с давних пор находились в братском общении между собой и Дионисий Римский обращался за советами к Александрийскому епископу по различным вопросам церковной дисциплины (Евсевий. Церковная история. VII, 5,7,9). Между тем, в рассматриваемом послании Дионисия Римского нет никаких намеков на личные дружеские отношения его к епископу Александрийскому.

762Св. Афанасий Великий. De decretis Nicaenae synodi, num. 26; см.: Migne. PG. Т. XXVI. Col. 461–465; ср.: Творения св. Афанасия. Ч. 1. С. 350–352.763В своем послании Римский епископ ясно отличает лжеучителей, деливших единого Бога на три божества, от лжеучителей, причислявших Сына Божия к тварям. Между тем Афанасий Великий (De sententia Dionysii, num. 13; см.: Migne. PG. Т. XXV. Col. 500; ср.: Творения св. Афанасия. Ч. 1. С. 375), кратко передавая содержание рассматриваемого послания, по–видимому, сливает эти две категории лжеучителей в одну, представляя послание Римского епископа направленным только против савеллиан и «против мудрствующих то же, что утверждал Арий». Св. Дионисий Александрийский, как мы увидим ниже, относил к себе и обвинение в делении единого Бога на три божества, и обвинение в наименовании Сына Божия творением.Если это предположение справедливо, то выделение этих лжеучителей в особую категорию становится вполне понятным.764Притч. 8,22.765Кол. 1,15.766Пс. 109,3.767Притч. 8,25.768Ин. 10, 30.769Ин. 14,11.770Св. Афанасий Великий. De sententia Dionys», num. 13; см.: Migne. PG. Т. XXV. Col. 500; ср.: Творения св. Афанасия. Ч. 1. С. 375.771Св. Афанасий Великий. De sententia Dionysii, num. 18; De decretis Nicae–nae synodi, num. 25: De synodis, num44; ср. выше, с. 14, прим. 1.772В таких выражениях говорит о содержании рассматриваемых книг св. Дионисия Афанасий Великий в трактате De sententia Dionysii, num. 14 и De decretis Nicaenae synodi, num. 25; см.: Migne. PG. Т. XXV. Col. 500–501, 460–461; ср.: Творения св. Афанасия. Ч. 1. С. 376–377,348–349.773Может быть, именно поэтому Евсевий (Церковная история. VII, 26 и Praeparat. evangel.VII, 17), Руфин (у Иеронима в сочинении Adversus libros Rufini II, 17) и Василий Великий (De Spiritu Sancto. Cap. 29) причисляют эти книги св. Дионисия к полемическим произведениям св. Дионисия против Са–веллия.774Ср. выше, с. 14–16.775См. фрагмент из первой книги против Савеллия у Евсевия в Praeparatio evangelica. VII, 19, и отрывок из первой книги «Обличения и оправдания», сохранившийся у Леонтия и Иоанна в Rerum sacrarum. Liber secundus: «'Αναρχία μάλλον καί στάσις ή έξ ισοτιμίας άντιπαρεξαγομένη πολυαρχία». См.: Mai Scriptorum veterum nova collectio. VII. P. 96.