Дни богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви

Дни св. апостолов.

глава отсутствует

Дни св. равноапостольных.

глава отсутствует

Дни св. Отцов и пастырей церкви.

глава отсутствует

Дни св. мучеников.

глава отсутствуетДни св. преподобных.глава отсутствуетДни св. праведных.глава отсутствуетПраздники церковные и храмовые.глава отсутствуетПраздники гражданские.глава отсутствуетЧасть III. Дни постныеПричина помещения дней постных после праздников непреходящих и отличие этих дней от праздников.Говоря о днях богослужения в порядке более историческом, переходим от непреходящих праздников к постам, потому что учреждение их зависело от установления праздников, перед которыми они положены. Так, пост перед праздником Рождества Христова установлен ради этого праздника, Богородичный — ради праздника Успения Пресвятой Богородицы, Апостольский — ради дня св. апостолов; посты в день Воздвижения Животворящего Креста и в день Усекновения главы Иоанна Предтечи — ради событий, воспоминаемых Церковью в эти дни. Начала постов Великого, среды и пятка указаны хотя прежде и независимо от своих праздников (Лк. 5, 35), но установлены не прежде и, следовательно, ради праздников, которым они теперь предшествуют.По делам благочестия, которым мы должны посвящать дни постные и особенно время гонения, т. е. время, избранное нами для особенного благоговения, самоиспытания и достойного приготовления себя к покаянию и причащению, дни поста приближаются к разряду праздников, как свидетельствует и слово Божие: посты будут для дома Иудина радостию и веселием и праздниками благими (Зах. 8, 19). Но по чувству, которое посты первоначально поселяют в сердце нашем, они отличаются от праздников. В праздники Церковь призывает нас к благодарению Бога и святых за благодеяния, в посты — к примирению с Богом и участию в жизни, страданиях и смерти Спасителя и святых; в праздники воспоминанием благодеяний Церковь прямо располагает нас к духовной радости и надежде, в посты — к сокрушению и слезам, от которых радость и веселье происходят впоследствии; в праздники, сообразно духовному веселью, Церковь благословляет трапезу обильнейшую, в посты — предписывает более скудную.«Пост есть дело Божие, — говорит блаженный Симеон фессалоникийский,[237] — потому что Бог не нуждается в пище; есть образ жизни и добродетель Ангелов, потому что они существуют без пищи; есть умерщвление тела, потому что, изнеживая его, мы становимся мертвы (по душе); есть, наконец, средство удаления от страстей, потому что страсти возбуждаются чревоугодием и объедением. Брашна же, говорит ап. Павел, чреву и чрево брашном»(1 Кор. 6, 13).Важность и древность поста.Пост начался из послушания и благоговения к Богу в первобытной ветхозаветной Церкви Божией. Принимая пост в смысле более пространном, можно сказать, что он начался от самого создания человека. Ибо Творец первоначально благословил ему употреблять в пишу древесные плоды и растения (Быт. 1, 29). После потопа уже, при благословении нового бытия мира и обещании от Бога не поразити более всякую плоть живущую, за дела человеческие. Бог благословил человеку употреблять в снедь и всякое движущееся, еже есть живо (Быт. 8, 21; 9, 3). Яснее начала поста указаны в дни Моисея, который, беседуя с Богом на горе Синай, четыредесять дней и четыредесять нощей хлеба не яде и воды не пи (Исх. 34, 28).Пост содержим был в ветхозаветной Церкви во все времена, и во дни Моисея, и во времена Судей (Суд. 20, 26) и царей (1 Цар. 7, 6), и после плена Вавилонского (1 Езд. 8, 21).В Ветхом Завете пост был и чрезвычайный, и всенародный, и частный. Сорокадневный пост Моисея и Илии по непосредственному велению Божию можно называть чрезвычайным.Всенародный пост был тот, который соблюдаем был всем народом Божиим по установлению закона ежегодно в определенные Богом и Церковью дни (Зах. 8, 19), в которые и до сих пор иудеи постятся,[238] например, в праздник очищения, или умилостивления, — в десятый день седьмого месяца Тисри, соответствующего сентябрю, — в такое время года, в которое поспевшие плоды земли, по–видимому, призывали народ не к посту, а к наслаждению. Сам Бог назвал день этого поста нарочитым, святым, и заповедал хранить его законно вечно, в роды родов (Исх. 30, 10; Чис. 29, 7). И будет это вам законное вечное, — говорил Иегова об очищении, — в месяц седъмый, в десятый день месяца покорите души ваша: в той бо день помолится о вас, еже очистити вас от всех грехов ваших пред Господем (Лев. 21, 29–30). Этот пост продолжался сутки; с вечера девятого дня до вечера десятого весь народ обязан был воздерживаться от всякой пищи.Кроме того, всенародный пост был у евреев в 10 день десятого месяца, (декабря) в память обложения Иерусалима при Седекии Навуходоносором (Иер. 39, 1; 52, 4; 4 Цар. 25, 1); в 9 день четвертого месяца Фаммуза (июня) в память завоевания Иерусалима и прекращения священных жертв (Иер. 39, 2; 52, 6–7); в 10 день пятого месяца Ава (июля) по причине сожжения храма и окончательного разрушения Иерусалима Навузарданом (Иер. 50 и 51); в 3 день седьмого месяца ради убиения Гедалии, или Годолии (4 Цар. 25, 25; Иер 41); и в 13 день 12 месяца в память поста Есфири (9, 30) и проч.Частный пост в Ветхом Завете налагали на себя временно, при известных обстоятельствах по особенному благоговению и добровольному усердию к Богу, и некоторые благочестивые люди, и целые общества. Так, в несчастную междоусобную войну израильтян с коленом Вениаминовым израильтяне постились в Вефиле целый день (Суд. 20, 26). По возвращении кивота Господня из плена иноплеменников все израильтяне, по совету Самуила, постились также целый день (1 Цар. 7, 6). По погребении Ионафана и Саула, падших на горе Гелвуе в несчастной битве с иноплеменниками, израильтяне постились семь дней (1 Цар. 31, 13). Царь Давид по случаю убиения Авенира постился целый день (2 Цар. 3, 35), и прочие (Пс. 34, 13; 8, 24; Лк. 2, 37).