Православие и современность. Электронная библиотека-Протоиерей Василий Изюмский-ЗАЧЕМ НАМ НУЖНА ЦЕРКОВЬ-© Лествица

Десятилетия ожесточенной борьбы с религией и церковью не смогли не сказаться пагубно на нравственных устоях всего общества нашей великой страны.

Почву для столь разнузданной атеистической пропаганды, как это ни странно, подготовила еще до 17 года преимущественно сама русская интеллигенция. Поэтому винить в этом только большевиков и коммунистов не совсем справедливо. Начитавшись западного лжемудрствования, опьяненные достижениями науки и техники, русские мыслители из дворянского сословия пришли к выводу, что обществом, государством правит человек; он устанавливает законы и порядки, и Бог, как всемогущий Творец, здесь ни при чем. Можно прекрасно жить и без него. Купеческое сословие непомерно обогащалось, часто и неправедными путями, вело разгульную жизнь, утопая в роскоши и все себе позволяя. Хотя купцы и не отвергали Бога, но не жили по закону Божьему. Крепость своей веры многие выражали пожертвованиями, денежными вкладами в строительство благотворительных учреждений, церквей. Но и в этом, казалось бы, добром деле, прежде всего выступало тщеславие, бахвальство, а подчас и удобство иметь личную церковь.

Фабричный люд, городской обыватель, преследуемый вечными заботами о насущном хлебе, погружался в непробудное пьянство. И только сельский житель, полуграмотный крестьянин, еще держал в своей душе живую веру отцов, но и её впоследствии вытравила революция большевиков, благоприятная почва для которой была подготовлена в немалой степени всеми этими условиями. Вооружившись лозунгом "Бога нет, царя не надо", обманутый народ пошел за своими агитаторами строить рай на земле, сокрушая вековые устои, на которых созидалось наше многострадальное государство, беспощадно уничтожая всех, кто не хотел строить этот рай. Более 70 лет продолжалась сатанинская вакханалия разрушения душ человеческих и народных святынь. В первую очередь подлежало уничтожению или осквернению все то, что напоминало о Боге, говорило о христианстве: разрушались церкви, многие драгоценные архитектурные памятники были стёрты с лица земли, произведения искусства - музыки, живописи, литературы - подвергались разгромной критике или сокрытию от глаз и слуха народа.

Второе крещение Руси

Начало 90-х годов ознаменовалось крутым поворотом к созданию нового общественного строя, основанного, как обещали с трибун, на принципах свободы. Но обещания, как уже не раз бывало, так и остались обещаниями, хотя во многом жизнь человека стала раскрепощенной.

Открываются чудом оставшиеся церкви, молот атеизма перестал бить по головам людей, многие потянулись в открытые двери храмов. Иссохшая душа возжаждала животворной воды освящения. Ум, столь долго блуждавший в темноте лжи, греха и безбожия, ищет теперь света истинного просвещения. Волна крещения русского народа достигла неимоверной высоты. Можно сказать, что теперь вновь идёт крещение по всей Руси.

Конечно, это радует и вдохновляет пастырей церкви, но в то же время их беспокоит и волнует тот факт, что основная масса новокрещенных, взрослых людей, приняв святое Таинство Крещения и не усвоив сути христианской жизни, не считает своею первейшей необходимостью отныне быть живым членом православной церкви. Неофитам, возрожденным к новой жизни, надо понять, что церковь - живой организм, телом которого является сам Христос - глава и основатель этой церкви, а верующие в него христиане - члены этого тела. И тот, кто не живет в церкви, мало общается с ней, теряет живительную силу, лишается благодатной помощи и, постепенно увядая, умирает для духовной жизни. Наблюдая сегодняшних верующих христиан, нельзя не заметить, что их общение с церковью сводится подчас к возжиганию свечей пред иконой или в лучшем случае к заказам молебнов. Они считают, что таким образом выполняют свой долг перед Богом. То обстоятельство, что они лишают себя самого главного - литургической жизни и молитвенного общения в богослужении церкви, не вызывает у них беспокойства. Но, как говорят нам святые Отцы, истинная жизнь возможна лишь при условии соединения со Христом в таинстве Евхаристии, причащении святого Тела и Крови Господа, только при таком единении со Христом и совершается единение людей друг с другом, то есть создается единое тело Церкви. Из этого следует, что христианская жизнь по существу своему церковна. Поэтому, согласно заповеди Божией о почитании праздничного дня, каждому христианину вменяется в обязанность быть в храме Господнем во все Воскресные дни и, конечно же, во все великие праздники, которые чтут христиане всего мира. Вне Церкви нет спасения Если это так, то как можно пренебрегать хождением в храм Божий, где невидимо присутствует своим духом сам Господь наш Иисус Христос. Ведь он пришел в этот мир, чтобы обновить и возродить к новой жизни растленное грехом естество человеческое, и вверил это величайшее дело своей благости, милосердия, правды и премудрости своей Церкви. "Дух Святый, вошедший в мир и действующий в Церкви чрез священнослужителей, богослужение, проповедь, таинства, совершает это обновление непрестанно. Только в церкви заключается эта обновительная сила, вне церкви ее нет и быть не может".