Церковно-исторические повествования общедоступного содержания и изложения: Из давних времен Христианской Церкви

В своем очерке мы подошли к истории Крестовых походов. Это явление было своего рода путешествиями ко св. местам. Но описание этого явления не входит в наши планы, да оно и не принадлежит к истории древней Церкви.

Рассказы из истории христианской аскетической жизни

I. Аскетические пощения

Посты у древних языческих народов, у иудеев. - Строгость соблюдения положенных Церковью постов в древности. Посты древних восточных монахов, предписываемые монашеским уставом. - Посты древних западных монахов, предписываемые монашеским уставом. Произвольные пощения отдельных аскетов на Востоке и на Западе в древности.

Посты составляют один из отличительнейших признаков аскета. Нет аскета, который бы не постился. Кто не постится, того не считают аскетом. Поэтому нередко аскет и постник считается за одно и то же. Пост заключается, как известно, не только в том, что известное лицо воздерживается от известных родов пищи или употребляет пищу в самом умеренном количестве, но и в том, что с этим родом воздержания соединяется отречение от всяких крепительных и приятных напитков, и вообще от всего, что может услаждать чувство вкуса.

Посты не составляют исключительной принадлежности христианской Церкви. Посты были важнейшей составной частью всякого рода посвящений; так, они имели место при вступлении человека в высшую касту, например, при вступлении в число воинов, при возведении в должность военачальника или жреца. Посты встречаем в многочисленных жреческих кастах древнего мира, причем там иногда того или другого рода воздержания простирались на целые нации. Так, всем последователям Будды совершенно запрещена мясная пища. У индусов-браминов это же требуется, по крайней мере, от лиц, принадлежащих к жреческой касте. В среде браминов встречаем отшельников или кающихся, которые не употребляют в пищу ничего приготовляемого на огне; отправляясь в пустыни, они ничего не берут с собой, кроме палки и глиняного кувшина; они не берут с собой ни огня и ничего прочего, что служит к приготовлению горячей пищи. Что у древних ассирийцев употребляемы были посты, на это ясное указание находим в Библии (Ион. 3, 6). Празднованию мистерий Изиды и Озириса в Египте предшествовали каждый раз посты. О египетских жрецах известно, что они не только воздерживались от многих видов пищи - мяса (за исключением самых крохотных пташек), рыбы, лука, бобов, маиса, ячменя, но и при совершении важнейших религиозных церемоний предавались строгому воздержанию, длившемуся от семи до сорока двух дней. У греков постились члены мистериального служения и лица, вопрошавшие оракулов. Так, при вопрошении беотийского пещерного оракула Трифония полагался суточный пост. Прорицательница, дававшая ответы вопрошавшим оракула в Милете, приготовлялась к ответу строгим трехдневным постом, омовениями, уединенным пребыванием в святилище. Афинский праздник Фесмофорий предварялся совершением постов, причем афинские матроны оставались босыми и в траурных одеждах, ничего не ели и должны были сидеть на голой земле. Третий день Элевсинских мистерий проводился в посте; посвящаемые в Элевсинские таинства должны были перед временем принятия в число членов этого мистериального служения поститься от семи до девяти дней. Посвящаемые в таинства Кибелы тоже постились: им предписывался десятидневный пост. О римлянах Ливии сообщает известие, что они объявляли всенародные посты, если на них наводило ужас стечение необыкновенных явлений в природе или если того требовало указание Сивиллиных книг, на которые римляне смотрели с большим уважением.

Переходим к иудейству. Здесь замечаем то явление, что как ни много ветхозаветный закон стремился пробудить в человеке чувства смирения и уничижения, постов, однако, в древнее время у иудеев было очень мало. Ветхозаветный закон установил всего лишь один всенародный пост, - имеем в виду так называемый "день очищения"; в этот день, впрочем, требовалось от иудеев главным образом "смирение души", начиная с вечера одного дня и до вечера другого (Лев. 23, 27.32). Несмотря на то, что закон Моисеев не предписывал постов в собственном смысле, позднейшая практика показывает, что у израильского народа посты встречались нередко - как частных лиц, так и общественные. Народ прибегал к посту во время тяжелых обстоятельств в его жизни по повелению судей израильских, царей и пророков. Частные лица постились для выражения своей печали и при других обстоятельствах; примеры - Давид, Даниил, Ездра, пророчица Анна. В особенности посты получили большое значение у иудеев во время плена Вавилонского. Уже пророк Захария (8, 19) упоминает о четырех постах, которые совершались всенародно. Эти посты были следующие; в 4-й месяц (в воспоминание завоевания Иерусалима Навуходоносором), в 5-й месяц (в воспоминание о разрушении Иерусалима тем же царем), в 7-й месяц (в воспоминание о изменнической смерти Годолии: Мер. 40), в 10-й месяц (в воспоминание начала осады Иерусалима халдеями в этом месяце). Во времена Иродов посты иудеев еще умножились. Несколько раньше этой эпохи возник пост в честь Есфири, который предшествовал празднику Пурим. О частных постах упоминает книга Товита; о том же свидетельствует пример фарисеев, постившихся дважды в неделю - в понедельник и четверг: в понедельник в честь Моисея, сходившего с Синая со скрижалями Завета, а в четверг в память восхождения Моисея на ту же гору. Дальше фарисеев в постничестве шли ессеи, иудейская секта; они совершенно воздерживались от всякого мяса и вина; обед у них происходил после захода солнца. После разрушения Иерусалима число постов у иудеев еще увеличилось. Талмуд иудейский создает, наконец, целую систему постов. В особенности замечательны здесь предписания общественных постов в случае продолжительного бездождия, разумеется, в Палестине. Если осенью до 11 октября не выпадало дождя, то раввины должны были наложить на себя легкий трехдневный пост - в понедельник, четверг и следующий понедельник. Если же и после того, до 23 ноября не выпадало дождя, то следовало повторить тот же пост, причем в нем должен был принять участие весь народ, и сам пост был строже. Если же и после этого небо не разверзалось, продолжалась засуха, то следовало всенародно исполнить семидневный пост самого строгого характера; к этому присоединялись печальные возгласы, закрытие бань и лавок со съестными припасами. Если все эти посты, в общем составляющие 13 дней, оказывались безуспешными, не умилостивляли Бога, то следовало побросать всякие занятия, не исключая самых необходимых; раввины должны были поститься вплоть до месяца Нисана (марта). Если же и тогда не появлялось дождя, то это почиталось знаком Божьего проклятия (подобно тому, как это было в древности: 1 Цар. 12, 17).

Приступаем к описанию постов и постничества в христианстве. Едва ли нужно говорить о постах, узаконенных Церковью. Они известны всем, по крайней мере всем известны посты Восточной церкви, которые служили образцом и для Западной церкви. Мы сделаем лишь несколько замечаний о той суровости и строгости постов, которые отличали древнюю Церковь. Древний восточный христианин строго соблюдал все посты, а они составляли две трети года; именно, постных дней в году насчитывалось от 180 до 196; в эти дни соблюдалось воздержание от мяса; притом в числе вышеуказанных постных дней насчитывалось до 140 - 150 дней, в которые запрещено было употребление и рыбы*. На Западе в древнее время Церкви посты тоже ставились высоко. На Толедском соборе (в VII в.) определено было, что нарушивший Четыредесятницу недостоин принимать участие в праздновании Пасхи, предписывалось ему в продолжение года вкушать мяса не более раза. Дитмар Мерзебургский (IX в.) упоминает правило, что позволявшим себе нарушать Четыредесятницу едением мяса вышибались зубы. Даже схизматические восточные Церкви строго соблюдали посты. Так, у одного армянского богослова встречаем такие рассуждения: "Кто нарушает пост в среду, тот будет осужден вместе с Пилатом. А кто нарушает пост в пятницу, тот будет осужден с безбожными распинателями".______________________* Строгость Восточной церкви в отношении постов, выражавшаяся в многочисленности их, еще усугублялась через те прещения, которыми грозила Церковь несоблюдавшим постов. Так, 69-е Апостольское правило гласит: "Если епископ, пресвитер, или диакон, или чтец, или певец не постится в св. Четыредесятницу или в среду и пяток, кроме препятствия от немощи (болезни) телесной: таковой да будет извержен. Если же мирянин (не соблюдает постов), да будет отлучен". В 19-м правиле Гангрского собора (IV в.) говорится: "Если кто без телесной нужды (болезни) нарушает посты, преданные и хранимые Церковью, да будет под клятвой". Как суров должен быть пост Четыредесятницы, об этом узнаем из 50-го правила Лаодикийского собора (IV в.): "Должно во всю Четыредесятницу поститься с сухоядением". Патриарх Вальсамон в толковании на вышеприведенное правило Апостольское говорит: "На мясо никто не должен разрешать ни в какую среду и пяток, кроме пасхальных и других, хотя бы (кто) находится при последнем издыхании" (т. е. тяжело болен). То же замечает он и о Четыредесятнице: "Вкушать мясо в великую Четыредесятницу не должно быть позволяемо никому, хотя бы находился и при последнем издыхании". Тяжелобольным, по свидетельству Вальсамона, в вышеуказанные посты разрешалась только рыба.______________________Оставляя в стороне описание общественных постов, предписываемых Церковью, остановим внимание на тех предписаниях относительно поста, которые делались Церковью в частных случаях. Эта сторона в истории постов мало кому известна. Церковь налагала иногда посты на отдельных лиц в целях наказания или врачевания души. Иногда эти посты были продолжительны, простираясь до 40 дней. Так, сорокадневный пост в Восточной церкви налагался на бесноватых, по примеру св. Макария Александрийского, наложившего такой пост на одного бесноватого юношу. То же встречалось и на Западе. По правилам, приписываемым епископу Мартину Турскому (IV в.), бесноватый в течение первой недели соблюдения сорокадневного поста только вечером должен был съедать немного хлеба, приготовленного с солью и святой водой, а пить должен был лишь святую воду. Затем в продолжение следующих пяти недель бесноватый должен был довольствоваться самой плохой пищей, состоящей из черствого двухдневного хлеба, свиного сала и пива, или вместо последнего давалось ему незначительное количество вина. Причем он должен был строго воздерживаться от всякой зелени, от мяса птиц и четвероногих, не должен быть резать животных или присутствовать при совершении этой операции; должен пить напиток, приготавливаемый для него священником и состоявший из святой воды, смешанной с солью и полынью, для возбуждения рвоты (!).Церковью налагались также посты на грешников для их исправления; эти посты иногда продолжались до сорока дней и даже более. Колумбан, основатель многих монастырей (VI в.), наказывал сорокадневным постом (во время которого позволялось вкушать только хлеб и воду) того монаха, который осмелился бы подать жалобу на своего настоятеля. "Требник" Колумбана к тому же наказанию присуждает смертоубийцу и того, кто вследствие неумеренности в пище и питье извергал принятую перед этим Евхаристию. За преднамеренно сделанное тяжкое преступление та же книга предписывала полугодичные, годичные и многогодичные посты; иногда такие посты продолжались до 12-14 лет. Большая часть западных "Требников" за убийство налагала сорокадневные посты, на хлебе и воде. На убийц, запятнавших себя кровью родственников, налагался пост многолетний или даже на всю жизнь, состоявший в воздержании от известного рода пищи и соединенный с другими подвигами благочестия, например, путешествиями ко святым местам. Так, папа Николай I одному франку, по имени Вимар, убившему трех своих сыновей, запретил есть мясо на всю жизнь, употребление вина в продолжение первых семи лет (за исключением, впрочем, воскресных и праздничных дней), а затем, в следующие пять лет Вимар должен был воздерживаться от вина не менее трех дней в неделю. Вимару было разрешено есть молоко, сыр, а также иметь общение с женой.Обращаемся к рассмотрению монашеских постов, предписываемых древним монашеским уставом. Прежде всего, следует отметить явление, что основатели монашества, будучи сами к себе чрезвычайно строги по части пощений, начертали в составленных ими уставах более или менее снисходительные правила для своих учеников и последователей. Так поступали св. Антоний и св. Иларион. Св. Пахомий, основатель общежительного монашества, последуя примеру своего учителя Палемона, питался только хлебом с солью, не употребляя мяса (а если и разрешал себе масло в праздничные дни, то смешивал его с прахом или пеплом); тем не менее, он был довольно снисходителен к подчиненным ему монахам. Запретив им употребление вкусных и аппетитных блюд, а также вина, Пахомий установил, чтобы братия имели ежедневную пищу, приготовленную на огне, чтобы у них было достаточное количество хлеба; вообще заботился, чтобы монахи имели достаточную силу для полевых и ручных работ.