Древнехристианские и оптинские старцы

потрясенный произошедшим переворотом. После этого владыка совсем отошел от управления Церковью, даже не принял участия в Поместном Соборе 1917-1918 гг., редко выезжал из монастыря. В 1918 г. он ушел на покой в Донской монастырь, но вскоре перебрался к сестре и последующие годы жил в Москве, у родственников и духовных чад, скитаясь из дома в дом. В Москве владыка служил во всех храмах, куда его приглашали, но чаще всего в Никитском монастыре, на Афонском подворье и в Знаменской церкви на Знаменке, в Шереметьевском переулке, где пели многие замечательные артисты, такие как A. B. Нежданова, Н. С. Голованов его духовные чада. Сам обладая поэтическим мировосприятием, он всегда тонко понимал художественные натуры. Многие актеры и художники пользовались его духовными советами.

Знаменательным событием в жизни послереволюционной Москвы была последняя служба в Успенском Соборе Московского Кремля на Пасху 1918 г., которую возглавлял епископ Трифон. Вероятно, это событие побудило художника Павла Корина написать портрет митр. Трифона в красном пасхальном облачении. Этим портретом началась серия эскизов к «Руси уходящей», главному произведению художника 1.

В 1923 г. владыка Трифон был возведен Патриархом Тихоном в сан архиепископа. Святитель Ти-

' Паламарчук П. Сорок Сороков: Т. 1. M., 1992. С. 43.

==16

χοη любил владыку Трифона и часто приглашал его служить с ним вместе. На отпевании Патриаха Тихона владыка Трифон произнес слово, в котором говорил о том, что все мы должны нести крест, но одни его несут скорбя и плача, а другие, как Патриарх Тихон, несут его благодушно. «Что такое благодушие? - продолжал владыка, - Оно предполагает высокие качества души: кротость, смирение, полную покорность воле Божией, пламенную любовь ко всем людям, к добрым и злым, друзьям и недоброжелателям; и все эти качества, озаряемые благодатью Святаго Духа, - как результаты и награда непрестанной молитвы<..·>И когда я вспоминаю о нем - а я буду до конца дней его вспоминать, - мне будет рисоваться его доброе, милое лицо. озаренное любовью и лаской, его чудные очи, сиящие светом любви<…>» 1.

Многие годы духовной дружбы связывали митр. Трифона и старца Зосиму (в схиме Захарию), последнего духовника Св. -Троицкой Сергиевой Лавры. «Ведь это наставник мой, - говорил о нем владыка, - который дал вам митрополита Трифона, ведь это он вывел из тьмы искушений мою душу и дал ей свет и силу любви»2.В 1931 г., по случаю 30-летия архиерейского служения, митр. Сергий возвел архиепископа Три-1 ЖМП. 1984. № 9. С. 20.2 Старец Захария (1850-1936 гг.): Схиархимандрит Троице-Сергиевой Лавры. М., 1993. С. 75. ==17фона в сан митрополита. Т. к. его архиерейская хиротония происходила в день св. бессребреников Космы и Дамиана, в свой тридцатилетний юбилей владыка служил в Космодемьянской церкви на Маросейке.