Православие и современность. Электронная библиотека

Но проходит два с половиной века. Царьград взят в четвертом крестовом походе крестоносцами. Престол в храме св. Софии, обложенный золотом и драгоценными камнями, разбит на куски и увезен; храмы подверглись такому же разграблению. Можно думать, что именно в это время и нерукотворный лик Христов был увезен крестоносцами из Царьграда. Только одни сказания говорят, что во время переезда по Мраморному морю он погиб при кораблекрушении; напротив, по римскому преданию, он благополучно был доставлен в Италию и теперь хранится в церкви св. Сильвестра в Риме. Мраморная надпись в этой церкви как будто подтверждает это предание. Она гласит: "Священное изображение Иисуса Христа, раньше часа страданий чудесно отпечатлевшееся (mirabiliter impressa) и царю Авгарю посланное, принесено в Рим греческими беженцами и чтится в сей церкви св. Сильвестра всеобщим благоговейным поклонением".

Одно только может нас удивить, что в католическом мире это изображение нигде не повторяется. Но почти в каждом храме есть изображение нерукотворного лика Христова - так называемый плат Вероники.

Происхождение этого лика - следующее.

Когда Христос Спаситель ведом был на пропятие, - поруганный, изъязвленный, окровавленный, - то одна женщина, родом из Галлии бывшая е толпе, в порыве жалости к Страдальцу, изнемогавшему под тяжестью креста, бросилась к Нему и влажным полотенцем вытерла лик Его. И о чудо! Вместо кровавых следов, на нем отобразился страдающий лик Христов, с терновым венцом на главе. Это - плат Вероники.

Римское предание гоивюрит, что император Тиверий, получив от Понтия Пилата отчет о всех событиях жизни Христовой и Его распятии, послал в Палестину доверенное лицо для более точного осведомления и, может быть, с тайной надеждой получить ис-целение от своего недуга.

Вероника, храня св. изображение, как неоценимое сокровище, от которого проистекали многочисленные исцеления, прибыла в Рим и предстала пред Тиверием. При одном взгляде на лик Христов император получил исцеление. Весьма вероятно, что это чудо и побудило его внести в сенат предложение считать Иисуса Христа в числе римских богов. Сенат отклонил это пожелание, и тогда Тиверий в знак своей признательности ко Христу поставил Его статую среди своих домашних богов.

О св. плате Вероники в римской церкви хранятся следующия данные. В 608 г. папа Бонифаций IV поместил его вместе с другими св. реликвиями в Пантеоне, некогда языческом капище, а теперь - храме истинного Бога. В 705 г. папа Иоанн VII повелел соорудить новый ковчег для хранения нерукотворного изображения. Когда в 845 г. святой плат был перенесен в базилику св. Петра в Ватикане, то в Пантеоне остался лишь ларец, надпись на котором гласила: "В этом ларце был перенесен из Иерусалима к Тиверию Августу плат страстей Г. н. Иисуса Христа".

В теперешней базилике св. Петра внутри одного пилона, поддерживающего купол, устроена часовня, посвященная св. Елене; здесь хранится плат Вероники. В некоторые торжественные дни св. плат износится для поклонения верующих. Когда сто лет тому назад - 6 янв. 1849 г. - нерукотворный лик был показан народу, все были изумлены ясностью изображения и заметили, что копии его, которые можно видеть почти в каждом католическом храме, довольно точно воспроизводят подлинник. Итак, как на убрусе кн. Авгаря, так и на плате Вероники, чудесным образом изобразился лик Христов: на первом - прежде страстей, на втором - во время страстей; оттого на плате Вероники голова Спасителя обрамлена терновым венцом, и на челе - капли крови. Здесь уместно подчеркнуть чудесность отпечатка лика Христова на том и другом плате. На плате кн. Авгаря отпечатлелся лик Христов после того, как Христос, умывшись, отерся им. Вероника отерла лицо Спасителя, покрытое потом и кровью. Но если думать, что влажный лик Христов мог оставить на платах свой естественный отпечаток, то этот отпечаток мог быть лишь бесформенно плоским и непомерно широким: выпуклое лицо человека на плате иным и не может отпечатлеться, когда все части лица прикоснутся к нему. Если же мы видим лик Спасителя отобразившимся на плате подобно тому, как на фотографической пластинке отпечатлевается всякий выпуклый предмет, то это - знак, что изображение произошло не в естественном порядке, а чудесно. Mirabiliter impressa. Эти соображения о оверхестественном отпечатке лика Христова на платах Авгаря и Вероники необходимо будет нам иметь в виду в тот момент, когда мы будем говорить о третьем нерукотворном образе Спасителя, отпечатлевшемся на так называемой Туринской плащанице. А теперь сделаем небольшое отступление и укажем на то, что в Русской Прав. Церкви, хотя и нет другой службы нерукотворному лику Христову, кроме 16-го августа, но лик с плата Вероники можно повсюду ветретить. Так в иконостасе Троицкого собора Тройце-Сергиевой лавры был знаменитый нерукотворный Спас кисти Симеона Ушакова; это - образ Авгаря. Но в том же соборе за жертвенником - Спас кисти учеников Ушакова; это - образ Вероники. Спаситель в домике Петра Великого - тоже Вероники. Третий нерукотворный лик Спасителя, который все чаще теперь можно встречать в католич. храмах, это лик с Туринской плащаницы. Здесь нет возможности рассказать подробно историю ея. Желающие пусть прочтут специальную литературу по сему вопросу. Но мы можем высказать нашу точку зрения на происхожение этого отпечатка всего тела Христова на плащанице. Произошел ли он естественным образом от испарений мертвого тела на полотно, покрытое смесью смирны и алое (Иоан. 19:39), или же, как на платах Авгаря и Вероники, изображение отпечаталось чудесным образом? Если предположить первое, то надо будет сказать, что тело Христово было положено в гроб обнаженным, и плащаница одним концом лежала под ним, а другим - над ним; и что сударь (отдельный головной плат) не лежал ни на лице, ни на голове. Только при этих условиях могло отпечатлеться естественным образом тело Христово на плащанице. Но думать так нам не позволяет Бвангелие. Св. Марк говорит: "Иосиф купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею и положил Его во гробе" (15:46). И в Евангелии от Иоанна: "Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают иудеи" (19:40). Обратим внимание на это ценнейшее добавление евангелиста: "как обыкновенно погребают иудеи"! Оно дает нам право сказать, что при погребении Христовом все главное, что нужно было сделать с Умершим, по обычаю иудейскому, было сделано: и благовония положены, и тело обвито плащаницею, и сударь был на главе Его, как об этом упомянуто у Иоанна в разсказе о воскресении Христовом: "Вслед за ним приходит Симон Петр и входит во гроб и видит одне пелены лежащие и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте" (20:6-7).