Православие и современность. Электронная библиотека

Наконец, постом в покаянии мы очищаем нашу совесть от скверных дел и после сего причащаемся самого пречистого Тела и самой пречистой Крови Господа нашего Иисуса Христа. Неужели и это нас не радует? Неужели и после сего мы будем унывать при одном слове "пост"? Какие же мы тогда христиане? Где наша любовь ко Христу? Где наше послушание Церкви?

Нет, не с пренебрежением отнесемся к призыву Церкви попоститься, не с досадой будем прочитывать каждый день в календаре напоминание о посте. Не будем и в этом случае требовать от Церкви, чтобы она шла к нам навстречу и отменила пост. Церковь и так к нам снисходительна без меры: она учит и зовет и только в крайних случаях наказывает. Откликнемся же на зов ее, пойдем навстречу желанию Церкви, с завтрашнего дня начнем поститься!

Сегодня - прощеное воскресенье; прекрасный, самый приятный Господу обычай просить друг у друга прощения. На исповеди мы будем просить у Бога прощения наших грехов и, чтобы не было отказа, заранее простим друг другу взаимные обиды и неприятности.

Человеку свойственно быть строгим к другим и снисходительным к себе; почти всегда все виноваты, кроме нас. А вот сегодня, единственный раз в году, поступим наоборот. Проявим мужество, со всею строгостью осудим себя. Ведь не такия же мы совершенства, чтобы не иметь никакого греха, никакого недостатка. А если и мы не без греха, то сознаемся в этом, осудим прежде всего себя - тогда нам легко будет поклониться другому и сказать: "Простите меня, ради Бога, если я чем-нибудь обидел вас!"

Легкость, с какой сегодня просим прощения, ничем не объясните, как только помощью Божией. Сам Господь помогает нам сегодня видеть наши недостатки, наши вины. Сам Господь помогает тем, кто хочет примириться. Не пропустим этого случая, пойдем Господу навстречу, ибо если мы не отпустим ближнему от сердца согрешений его, то и нам не отпустит Господь согрешений наших. Аминь.

Дружбе (в прощеное воскресенье)

"Будьте дружелюбны" - пишет ап. Павел Колоссянам. Чтобы понять все значение этого апостольского призыва, нужно вспомнить, какую роль играла дружба в жизни св. апостола, не имевшаго своей семьи, своего дома. Первое упоминание об ап. Павле, еще юном, мы читаем в книге деяний апостольских, когда он при убиении архидиакона Стефана сторожил одежды убийц. Это было в Иерусалиме, куда он пришел из родного Тарса, чтобы учиться у знаменитого Гамалиила. Жил он, по всей вероятности, у своей сестры. У братьев и сестер, когда они живут в родительском доме, редко когда бывает много нежности в отношениях. Но здесь сестра была уже замужем, у нее были дети; в ее материнском сердце не могло не найтись места и для младшего брата. Несомненно, мать Павла, отправляя его в Иерусалим, просила ее смотрет за ним, как за сыном, беречь его. Потом, когда Павел обратился ко Христу, добрые отношения у него с сестрой не прекратились. Мы знаем об одной большой услуге, которую оказала ему сестра: она предупредила его, когда он был под стражей, что свыше сорока человек ревностных иудеев поклялись не есть и не пить, пока не убьют его за отступление от отеческой веры. Но это - последнее упоминание о нежных чувствах, связывавших ап. Павла с родными его. Сей избранный сосуд Христов, во всю свою долгую жизнь не имевший, подобно Спасителю, своего дома, должен был черпать утешения своему сердцу у тех, кому он благовествовал Христа. И мы знаем, сколь многими друзьями окружил его одиночество Господь. Не было такого города, где бы проповедывал ап. Павел и где бы не завязались крепкии узы дружбы между ним и его слушателями. Великим утешением для него была любовь неизвестных ему дотоле людей, любовь чистая, бескорыстная, жертвенная. "Вы приняли меня, - пишет он Галатам, - как Ангела Божия, как Христа Иисуса. Свидетельствую о вас, что если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне" (Гал. 4:14-15). Ап. Павел знал, что такое дружба, какую отраду дает она сердцу, как она сближает людей, делая их одной семьей, родными друг другу. Только из его сердца и мог прозвучать этот призыв: "Будьте дружелюбны! Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью!" (Рим. 12:10). Непосильно человеку духовное одиночество, тяжело быть одному; невольно тянется он к другу, ищет близкую душу, а найдя, радуется, радуется больше, чем всякой другой удаче.