Православие и современность. Электронная библиотека

Други мои! Если бы пост придумали люди, то, пожалуй, можно было бы сомневаться в его необходимости, можно было бы думать, что он когда-то был полезен, а в наше время - бесполезен. Но ведь пост не людьми учрежден, а Богом. Первая заповедь о посте дана в раю: есть все, кроме как от древа познания добра и зла, - это и было для первых людей постом. В Новом Завете Господь Иисус Христос постился, Иоанн Креститель был постник, постились его ученики. Иудеи упрекали Господа, что Его ученики-апостолы не постятся, но на это Господь сказал им, что когда отнимется у них Жених, т.е. по отшествии Господа Иисуса Христа на небо, и они будут поститься. И действительно, ап. Павел о себе говорит, что он часто был в посте, а коринфских христиан он же увещевает упражняться в посте и молитве (I Кор. 7:5). От времен Христовых, от времен апостольских Церковь и держит заповедь о посте, научая всех в дни поста упражняться в воздержании. Но вопреки этому церковному научению одни считают, что поститься должны только говеющие, а другие думают обойти эту ясную заповедь о посте словами Господа, что не то оскверняет человека, что входит в него.

Верно ли, что не грешит человек, вкушая скромную пишу в пост? Скажем сразу: "Господня земля и исполнение ея, вселенная и все, живущее на ней". Все на земле - Божье: и мы с вами, и животные, и птицы, и рыбы, и зелень, так что, что бы мы ни вкушали, все хорошо и чисто и не оскверняет человека, как и ап. Павел засвидетельствовал: "Все освящается словом Божиим и молитвою" (1 Тим. 4:5). Сейчас многое считается негодным в пищу, но возьмем то время, когда Господь сотворил мир; тогда все было чисто и прекрасно, все "добро зело". И все таки первые люди согрешили ничем иным, как вкусивши от плодов. Как же это могло случиться? Каким образом вкушение чистых плодов привело ко греху и к смерти? Случилось это потому, что Адам и Ева нарушили заповедь Божию. Не яблоко осквернило их, а непослушание.

Так и теперь, кто не хранит поста, тот презирает заповедь Божию, оказывается ослушником Церкви и оскверняется и грешит, вкушая в пост чистую саму по себе пишу. И напрасно такой христианин думает оправдаться словами Господа, что входящее в уста не оскверняет человека.

Итак, все чисто и прекрасно, но нет ничего прекраснее послушания. Как для матери нет никого милее послушнаго ребенка, так для Церкви нет никого милее, как ходящие в послушании, живущие по заповедям Ея. Аминь.

2-я Неделя Великого Поста

Великий пост есть нарочитое время покаяния. Есть у нас и другое посты. Церковь зовет и в эти посты к покаянию, ко мало кто слышит ее голос. Почему-то считается достаточным попоститься, поговеть Великим постом, один раз в году.

Привычка грустная, печальная, ненормальная. Ненормальная потому, что душевную грязь - грехи следует смывать возможно чаще; иначе они въедаются в нашу душу крепко и чем дальше, тем труднее их отмывать. И грустно потому, что этой грязи мы даже не замечаем и ходим с ней круглый год, от поста до поста. Но вот уже пост наступил: прошло уже две недели. Что же мы сделали за это время? Положили хоть начало покаянию? Переменили жизнь на лучшую? Или живем тем жие порядком, каким жили и до поста? Я знаю, что многие не делают разницы между остальным временем и постом. И пища и род жизни и все их привычки остаются и на время поста без изменения. Не к таким мое сегодняшнее слово. Сегодня я обращусь к тем, кто любит пост, любит его за то, что именно в это время можно, с Божьей помощью, научиться жить иначе, лучше, чище, более по христиански. Итак, выслушайте меня, любители поста! Выслушайте мое слово, любители чистоты душевной, любители покаяния! Наша душа, наше сердце есть поле, на котором Господь сеет доброе семя, а враг человека, диавол, сеет плевелы. Доброе семя - это наши добрые расположения: вера, кротость, воздержание, смиренномудрие, отзывчивость, милосердие, чистота души и тела, усердие в молитве, ревность ко всякому доброму делу. А плевелы - это себялюбие, гордость, самомнение, черствость, грубость, злопамятство, осуждение, зависть, нечистые пожелания, леность к молитве, страсть к развлечениям, вялость ко всему, что относится к пользе ближнего или к угождению Богу.