Православие и современность. Электронная библиотека

Память всех Русских Святых

У каждого из нас есть своя нужда и свое горе. О нем человек говорит Господу в своей келейной молитве, в те минуты, когда хочется выплакать пред Богом всю свою скорбь. Но ведь такая же скорбь может быть и у соседа! И вот, чем шире у человека сердце, тем о большем количестве чужих скорбей он может помолиться.

Но есть у нас одна общая скорбь, о которой так хочется вспомнить и помолиться сегодня, в день нашего русского торжества. Помолиться не келейно, а всенародно, вот здесь, пред этой иконой - иконой нашей славы - всех русских святых. Наша нужда - наша бездомность. Каждый из нас - это сухой листок: оторвался от ветки родимой и вдаль укатился, жестокою бурей гонимый. Но листок сух и безжизнен, а мы - живые души - и так устали за эти бесконечные годы скитаний. Устали больше всего от оознания, что еще немного, несколько лет, может быть не больше десяти, - и мы растворимся в чужой среде, потеряем наше русское лицо, нашу православную душу... И нет никого, кто собрал бы нас всех, вдохнул бы в нас веру, убедил бы нас, что еще на наших глазах случится что-то хорошее, ободряющее, утешительное...

Совсем недавно было одно политическое собрание, говорились обычные речи, прозвучал даже Мининиский призыв: "Заложим жен и детей для спасения России", но не нашел отклика. Никто не заложил своей жены, ни один не продал своего ребенка... Мы еще не созрели до того, чтобы уметь приносить такия жертвы. Мы не совсем даже понимаем ужаса теперешнего разорения Русской земли. А тогда, в начале 17-го века, понимали: после долгих бесплодных попыток спасти Москву своими средствами, наконец, нашли лозунг, нашли заветное слово, которое говорило русскому сердцу: "Не в одной ли купели мы крещены? Не из одной ли чаши мы причащаемся?" Когда прозвучало это слово, народный силы стали кристаллизоваться, создалось ополчение, которое и спасло Москву и Русь от гибели.

Нужно, чтобы мы хорошо поняли, что спасение России может придти, когда мы объединимся в самом главном, хотя бы в общей молитве, хотя бы такой в такой день, как сегодня... В 1941 году, в этот день, 22-го июня - воскресенье и праздник всех русских святых - еще до начала литургии все знали о нападении немцев на Россию. О, с какой же верой мы тогда молились угодникам русским, чтобы не напрасно пролилась русская кровь, чтобы пришло, наконец, освобождение от безбожного ига!

Прошла война, и мучительно и больно вспоминать обо всем пережитом, о рухнувших надеждах, о новых потоках русских слез... Поддерживает одна лишь мысль: если нам здесь горько, то сколь же горше оставшимся там! Если страдаем мы, терпя недостатки, скорби и озлобления, то в несравненно большей мере страдают угодники Божии: их мощи осквернены, выставлены в обнаженном виде на позор рядом с препарированными трупами животных, чтобы все видели, что нет разницы между святым нетленным телом и падалью. Их иконы разбиты, разрублены, сожжены. Кто не видел этого своими глазами, тот не в состоянии понять всего ужаса издевательств над святынями. А ведь святые все это знают, все видят: они обижены не меньше нас.

А разрушение храмов! Для одних это только зрелище; как это храм, строившийся десятилетия, вдруг приподнимается весь целиком на какой-то метр и затем рушится в облаке пыли! А для верующих это все равно, что душу из человека вынимают...

Плачет Русская Земля о своем разорении; скорбят угодники Божии о погибели народа русского, сострадают нам и мучаются вместе с нами. И это дает нам надежду, что молитвы наши могут быть услышаны. И будут услышаны, лишь бы мы захотели того же самого для своей родины, чего они хотели: веры Православной, благочестия, того быта исконного, русского, которым была крепка Святая Русь. Посмотрите на лежащую пред вами икону! На ней среди сотен святых ликов вы увидите до 10-ти икон Богоматери. Это все знаки любви Божией Матери к народу русскому! Это - благоуханные крины, которыми Она украсила Землю Русскую! Это точки, где раждалась нравственная энергия русского народа, делавшая его народом - богоносцем, несмотря на все его падения. Это все - наши сомолитвенники о спасении России. Поэтому не будем смущаться, что нас мало. Десять праведников могли бы спасти развращенные города Содом и Гоморру, и какая жалость, что их не нашлось! Несколько граммов дрожжей способны поднять не один фунт муки. Если вас смущает и отнимает надежду у молитвы только малое число молящихся, то вот слушайте, что говорит Господь устами пр. Исаии: "Когда в виноградной кисти есть вино, тогда говорят: не порти ее, ибо в ней благословение; так же поступлю и Я ради рабов Моих, чтобы не всех погубить". Видите, ради нескольких капель вина сохраняется вся кисть; ради рабов Своих, т.е. соблюдающих заповеди Его, Господь милует всех. Будем же терпеть в смирении и молиться с надеждой: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, по молитвам Пречистой Твоей Матери и святых угодников Твоих, в земле Русской просиявших, прости наши грехи и спаси многострадальный народ наш от мучительства безбожников, яко Ты един благ и человеколюбец". Аминь. 4-я Неделя по Пятидесятнице Когда мы слышим в Евангелии, что многие придут от востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в царстве небесном, а сыны царствия извержены будут во тьму кромешнюю, где будет плач и скрежет зубов, - то хотя быть ввержену во тьму кромешную - большое несчастье, но так как это сказано давно, то мы не пугаемся от этих слов. Как ни страшно лишиться небесного царствия, но почему то мы думаем, что эта угроза к нам не относится. Всякому верующему человеку, молящемуся Богу, принимающему св. Тайны может казаться, что царства небесного он не лишится ни в коем случае. Но тогда как же понять слова Христовы, что сыны царствия извержены будут во тьму кромешнюю? Кто эти "сыны царствия", которых постигнет такая горькая участь?