Палестинский патерик

97. Кто каждый день исповедуется и каждый день грешит, тот только созидает и разоряет. Согрешив, не отчаивайся. Нет ничего хуже отчаяния, ибо отчаявшийся бегает врачевства, от ног до главы не имея целости. Согрешил ты,— скажи Богу: «Согрешил». Какой труд сказать: «Согрешил»? Скажи, и разрешится грех твой.

98. Не ленись ходить в церковь Божию. Ходящий с усердием в церковь Божию есть друг Христов, оставляющий ее с презорством есть враг Божий и друг диавола. Церковь есть кров Божий. Когда находишься в ней, волк не нападает на тебя, а когда ты вне, дикие звери пожрут тебя. Церковь есть пристанище благочестивых христиан. Она выше неба, тверже камня, шире земли, светлее звезд и солнца; ходи в нее неленостно и духовно, да чрез нее приблизишься к Богу. Она утешение, надежда и спасение твое.

99. Когда впадешь в скорбь, болезнь или другое искушение,— не унывай, но долготер пи, благодаря Бога, и надеждою будущих благ пременяй сию скорбь в радость.

100. Не должно верить снам и толковать их, ибо между снами часто бывают демонские мечтания. Верующий снам и толкующий их подобен тому, кто гоняется за тенью.

101. Душа выше тела. Какая польза от богатства, когда душа бедна, и какая беда от бедности, когда душа богата? Бегай же страсти сребролюбия.

102. Истощим плоть воздержанием, умертвим движения страстей созерцанием красот райских и воображением будущего суда и наказания.

103. Мужайся и крепись и не попускай победить себя диаволу ни попечением, ни сласть-ми житейскими. Трезвись и тщательно блюди заповеди Божий.

104. Насыщение очей вносит множество нечистот в душу, которые потом долго и с великим трудом должно будет извергать из нее.105. Поучайся в Божественных Писаниях, ибо как вино утишает скорбь и прелагает печаль сердца на радость, так слово Божие — сие духовное вино — преисполняет душу радостию и веселием, когда оно усердно и внятно приемлется.106. Помни всегда о Господе, по примеру пророка Давида, который говорит: предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся (Пс. 15, 8). Ежечасно славословь Господа, говоря: вознесу Тя.Боже мой (Пс. 144, 1), но не словами только, а добрыми делами.107. Если желаем избегнуть вечных мук, приидите, внидем пред лице Господа в исповедании, с ревностию о добром житии, умилостивим Владыку трудами доброделания, покаянием очистив себя от нечистых помыслов, пока имеем время.Воздержник тот, кто, ходя среди всех соблазнов, удаляется от всякого зла.108. Воздержник тот, кто, ходя среди всех соблазнов, удаляется от всякого зла.109. Блажен, кто стяжал молчание, у кого тело освящено, уста очищены и ум просвещен.110. Все, оставившие житейское, оставили его или Царствия ради Небесного, или ради множества грехов, или по любви к Богу.111. Не должно удаляться монашества под предлогом множества грехов, ибо, где опаснее болезнь, там нужно сильнейшее лекарство. Не здоровые требуют врача, а болящие.112. Истинно возлюбивший Бога, возжелавший Царствия Божия и восприявший страх будущих мук не будет пещись ни о чем житейском, ни об имуществе, ни о почестях, ни о столе.113. Представь Богу ум нагим, и привлечешь невидимую Божественную помощь.114. Кто оставил мир, тот избавился печалей его, а кто пристрастен к видимому, тот подавляется скорбями.115. Тесен и прискорбен путь, ведущий в живот; он есть: утеснение чрева, всенощное стояние, скудость хлеба и воды, воздержание от вина, отсечение своей воли, терпение поношений и обид. Блаженны идущие путем сим!116. Кто имеет молитву, пост, милостыню и любовь ко всем, тот богат пред Богом и есть делатель истинного благочестия.