Житие святителя Тихона Задонского

В заключение благоговейного внимания ко всерадостному прославлению новоявленного святителя и чудотворца Тихона, попытаемся проникнуть в значение для нашего времени сего благодатного события, привлекшего на себя взоры и сердца всех верных Спасителю и Его св. Церкви.

Прославление блаженного Тихона в лике святых, предуготовляемое Господом, как мы видели, в течение многих лет и пяти царствований, окончательно совершено во дни ныне благополучно царствующего императора. Ничего не бывает случайного и бесцельного в Царстве Божием, управляемом Пресвятой Троицей. И если в наше время совершилось торжественное прославление свт. Тихона, то, без сомнения, этим событием Господь Бог видимо внушает нам уверение в невидимом продолжении и во дни настоящего царствования, Своего пренебесного к нам благоволения. В нетленных и многоцелебных мощах святителя Тихона русский человек имеет твердый залог упования, что Господь благословляет царствование государя императора Александра Николаевича, что Он, Милосердный, по молитвам святителя Тихона, если только неуклонно будем хранить правила веры нашей, отвратит от нас всякие бедствия, что Он, Премудрый, благопоспешит и приведет к счастливому концу благие начинания сердца царева.

Всенародное прославление свт. Тихона в теснейшем смысле принадлежит Церкви Христовой, и с этой стороны имеет для самой Церкви великое значение. Лицем святителя и чудотворца Тихона увеличивается сонм святых Православной Российской Церкви, и мы, чада ее, приобретаем в нем нового молитвенника о нас и споспешника спасению нашему. А еще прежде и важнее сего, настоящее действие благодати Божией убеждает нас, что наша отечественная, как и вся современная нам Православная Церковь — столь же свята и непорочна пред Богом, как была во дни древние, что в ее сердце хранится в чистоте и неповрежденности истина и благодать древней вселенской Апостольской Церкви, что она не есть неплодящая Церковь, но и доныне пребывает Церковью спасительной, делая нас, чад ее, несомненно сынами Света и наследниками Царства вечного. Питать к ней всесовершенное уважение, повиноваться во всем ее установлениям и правилам, есть священный и непременный долг каждого православного: ибо всякое отторжение от Православной Церкви, хотя бы оно было лишь внутренним, сокровенным действием души и состояло в несогласии чьих-либо мыслей и чувств с догматами, духом и учреждениями церковными, — ведет, несомненно, к душевной гибели.

Должно сознаться, что у нас, как и везде, есть умы младенчествующие или духовно недозрелые, есть люди слабые верой, которые, увлекаясь ветром неправославных иноземных учений, а частью и суетностью собственных мыслей, не верят многим богооткровенным истинам, в частности — не признают чудотворной силы религии Христовой, отвергают нетление святых, сомневаются в самом почитании их и призывании молитвенном. Число таких лиц в сравнении с массой верующих, благодарение Богу, ничтожно, и от них слышатся суемудрые речи — собственно по недостатку религиозного воспитания и личных исследований, по безотчетному подражанию чужеземщине и из-за своекорыстного расчета прикрыть рубищем дряхлых мыслей разнузданность страстей и как-нибудь защитить пред людьми и своей совестью пороки своего сердца. Благопотребным и благовременным действием Св. Духа было в этом отношении прославление святителя Тихона. Дух Божий не потому ли, между прочим, и благоизволил явить это чудо теперь, что во дни наши наиболее, т. е. в большей массе и с более открытой свободой, стал развиваться дух неверия? По крайней мере, никак несомненно, что чудо открытия св. мощей Праведного Тихона служит лучшим вразумлением для неверующих нашего времени. Множество чудотворений, описанных нами (а сколько их еще не оглашены всенародно!), явственно подтверждают чудотворную силу Православной веры Христовой, утешительно уверяя нас, что благодать Божия не оскудела и для нашего времени, хотя не везде является она пред очи наши, действуя таинственно, для возбуждения и воспитания в людях веры — во спасение души. А само нетление св. мощей, при торжественном открытии их, вновь является нам событием или фактом, благоговейными зрителями которого были многие десятки тысяч людей всех сословий и степеней образования. Какие еще убеждения может представить св. вера и церковь Божия сильнее очевидного факта? Прииди, неверующий, прииди и виждь (Ин. 1:46), и не буди неверен, но верен (Ин. 20:27 ). Ты зришь пред собой нетленные мощи новоявленного угодника, во благоухании святыни почивающие; ты явственно созерцаешь благодать Божию, изобильно текущую рядом чудотворений, побеждающих силы природы и твое разумение. Значит, блаженный дух святителя Тихона, и после успения его, живет и действует в Царствии Божием. Значит, Сам Господь Бог, прославив его на небе и теперь прославляя на земле в возлюбленной Церкви Своей, тем самым указует нам почитать его и прибегать с молитвами к нетленным мощам Его. В наше время некоторые православные стали ослабевать в своей вере и ее догматах, а маловерующие дерзновеннее выражать свои мысли к соблазну благочестия. И вот Господь Бог, для вразумления маловерных, для укрепления немощных в вере и для поддержания и возвышения твердых, в прославлении святителя Тихона явил новое чудное и вместе, так сказать, очевидное доказательство не только дара чудотворений, нетления святых, необходимости почитания и призывания их в молитвах, но вообще — святости и спасительности всех догматов благочестия, хранимых в неразрывной совокупности нашей Церковью. Многие, быв вразумлены настоящим событием, точно укрепились в вере, оставили суемудрие, возвратились к истине и правде жизни. Но если бы и теперь нашлись еще несмысленные, коснеющие в духе противных учений; то они не будут ли уже, по неверию своему, относиться к разряду тех крайнего сожаления достойных, о которых сказано в Евангелии: аще кто от мертвых воскреснет, не имут веры (Лк. 16:31 )?.

Прославление святителя Тихона нетлением и чудотворениями служит ясным обличением тех неразумных ревнителей мнимой старины, которые все спасение свое полагают в том, чтобы молиться по старым книгам. Святитель Тихон жил во времена близкие к нам, долго спустя после того, как отделились от Православной Церкви, по случаю исправления церковных книг, так называемые старообрядцы. Привязанность свою к мнимой старине они оправдывают, между прочим, тем, что по старым книгам спасались великие русские святые. Но они спасались не в отделении от Церкви, а в союзе с ней, притом спасались не потому, что руководствовались одними старыми книгами, а потому, что в своих убеждениях и в жизни строго соблюдали Православную веру, существо которой одинаково и в старых, и в новоисправленных книгах. Если же в новых книгах вера одна, как и в старых, то и вечное спасение несомненно для тех, которые следуют новоисправленным церковным книгам, и Православная Церковь не престала быть православной от того, что эти книги приняла в руководство чад своих. А что действительно новоисправленные книги не препятствуют спасению, непререкаемым доказательством тому служат прославленные от Бога нетлением и чудотворениями мощи позднейших святых Русской Церкви, живших после исправления книг: святителя Димитрия Ростовского, Иннокентия Иркутского, Митрофана Воронежского и прославленного в настоящее время святителя Тихона. Это явное для всех прославление от Бога пастырей Православной церкви не есть ли новое свидетельство истины содержимого ею исповедания веры? Было бы ни с чем не сообразно, если бы Бог прославил чудесами и нетлением того, кто неправо веровал Ему. Пусть укажут нам подобное знамение благоволения Божия к себе поборники мнимой старины.

мучеников, а благодать Божия, пребывающая в Православной церкви, и святая крепкая вера в Господа, соединенная с добрыми делами.

Явление св. мощей святителя Тихона и чудотворения, от них совершаемые, поучительны также для последователей Римской церкви, протестантских и разных других исповеданий. Если есть между ними ищущие истинной Церкви, то прославление святителя Тихона служит для них вразумлением Божиим, что наша Церковь есть подлинно Христова Церковь, к которой и должны стремиться все, желающие исповедовать правую веру и получить спасение. Всяко древо от плода своего познается,— говорит Спаситель,— древо доброе плоды добры творит (Лк. 6:44; Мф. 7:17). Поэтому, если наша Церковь принесла святой и угодный Богу плод в лице новоявленного праведника, то, явно, что сама она свята и богоугодна. Не видно ли из сего, что она находится во Христе и Бог в ней пребывает: Аз есмь лоза, вы же рождие,— говорит Спаситель.— Иже будет во Мне и Аз в нем, той сотворит плод мног, и без Мене не можете творити ничесоже (Ин. 15:5 ). Если святой плод, принесенный нашей Церковью, исполнен благодати Христовой и удостоился быть принятым в Царство Небесное, то это показывает, что в нашей Церкви пребывает благодать Божия и хранится истинная вера, без которых невозможно угодить Богу и войти в Царство Небесное (Евр. 11:6; Еф. 2:8).Напрасно стали бы возражать нам иноверцы, что открытие св. мощей святителя Тихона и причисление его к лику угодников Божиих есть действие самодержавной воли, согласной с представлением Святейшего Синода, лишенное внутреннего содержания; напрасно вздумали бы неверующие отрицать действительность чудес и исцелений. Мы видели уже, что со времени кончины святителя добродетельная жизнь его и подвиги не переставали жить в благоговейной памяти народа. Многочисленные сонмы верующих всех сословий не переставали всегда посещать место его погребения. В числе их были, конечно, люди, сильные простосердечной верой; но были и такие, которые по своему гражданскому образованию нелегко поддаются первому впечатлению, и прежде уверования подвергают предметы строгому анализу ума испытующего. И те, и другие были свидетелями благодатных чудес, истекающих от многоцелебных мощей святителя; и те и другие уносили с собой твердую веру в его святость. Торжественное открытие мощей его, составляя славу Церкви Православной, само по себе есть только подтверждение всеобщей народной веры; только заявление, так сказать, факта всеми сознаваемого и не подвергавшегося сомнению со времени успения святителя.Нам случалось слышать еще, что многие простецы несовместимым считают спасение души с образованием ума. Говорят: «Святые мощи являлись в Российской церкви, пока не было введено Петром Великим новое образование и люди жили по старине, в простоте ума, и веровали в незлобии сердца». К таким неправым заключениям, бросающим мрачную тень на характер новейшего духовного просвещения в России, пришли некоторые, так себя называющие «темные люди», оттого, что до начала нынешнего столетия не было прославленных угодников Божиих из эпохи образования, начатой императором Петром Великим. Конечно, в этом взгляде забыто древнее убеждение Русского народа, что семена нетления не тотчас после смерти праведника прозябают, износят цвет и плоды, что прославление их есть дело благоизволения Божия, а не человеческой, хотя бы и истинной святости. Теперь эта странная мысль о несовместности умственно-религиозного образования с вечным спасением души падает сама собой. После святителя Иннокентия Иркутского, получившего образование в Московской Духовной Академии, открытие святых и многоцелебных мощей святителя Тихона является новым опровержением слишком просто возникшей мысли. Новоявленный угодник Божий и чудотворец получил образование в Новгородской, по распоряжению Петра Великого открытой семинарии, и сам был в ней наставником и воспитателем юношества. Образование же свт. Тихона, даже во внешних науках, известно уже нам из его жизни и не подвергается никакому сомнению для всякого, кто читал и изучал его творения. Как прекрасно оно послужило во спасение ему и служит доселе в назидание другим в творении его, под названием: «Сокровище духовное, от мира собираемое»! Пора же всем нам думать наконец так: что не образование вредит спасению души, а его (так называемое ) направление или дух, который, благодарение Богу, остается в духовном мире неизменно и неуклонно православным.Прославление святителя Тихона дает великий урок и всем вообще чадам Православной церкви. Ныне, кажется, более, чем когда-нибудь, возобладал людьми дух мира, корысти и плотоугодия. Почти все толкуют теперь и заботятся о том преимущественно, что доставляет пользу и удовольствие в настоящей земной жизни: хлопочут о стяжании богатства, о житейских удобствах, удовольствии чувств, приятном препровождении времени; а о том, что всего важнее и необходимее для нас, о спасении души и стяжании благ небесных многие и не думают. Пробуждая нас из сего пагубного усыпления, Господь прославил своего Праведника для того, чтобы он, напомнив нам о Боге и загробном воздаянии, вразумил нас менее привязываться к земному и более стремиться к небесному, усерднее пещись о спасении душ наших. «Есть Бог,— как бы так говорит нам праведник собой,— есть Бог и другая жизнь по смерти, в которой Он воздаст каждому по делам его. Это вы видите в милости Божией, явленной на мне. Поэтому не привязывайтесь к земному, не заботьтесь излишне о стяжании тленных сокровищ мира. Они могут вам доставить удовольствие и некоторую пользу на несколько лет земной жизни, но вы не унесете их с собой во гроб, не купите ими вечного блаженства и некогда будете горько сожалеть, что, гоняясь только за ними, пропустили время спасти ваши души. Последуйте лучше моему примеру: не любите мира, ни яже в мире, но возлюбите Господа всем сердцем вашим; не поблажайте греховным страстям вашим, но умерщвляйте их; старайтесь украсить себя христианскими добродетелями, стремитесь духом в горняя, идеже Христос, и усердно молите Господа о спасении душ ваших. Тогда вы, подобно мне, благоугодите Ему и так же получите от него награду в царстве небесном, как и я, человек,во всем подобострастный вам».Возблагодарим же благоговейно неизреченное милосердие Господа, давшего нам в прославлении праведного Тихона, новое знамение Своего благоволения. В его лице Господь указал нам нового молитвенника и предстателя за нас грешных у небесного престола. Любовь святителя Тихона ко всем скорбным и несчастным, еще на земле побуждавшая его быть для них утешителем, тем сильнее теперь на небе, в сонме небожителей, в царстве Вечной Любви, будет ходатайствовать за нас пред Богом, Который есть любы, об облегчении наших скорбей и немощей душевных и телесных.Прийдите убо вернии, ублажим святителя Христова Тихона, пастыря предоброго, учителя златословесного, скорбных утешителя, недугующих безмездного врача, нового данного России чудотворца.... Ты же, о преблаженне отче Тихоне, предстоя ныне Престолу Господа и веселяся с небесными лики в вечном Царствии, не забуди нас земных и скорбных, мольбы принеси о чадах твоея паствы, ими же на земли болезновал еси, испроси державе императора крепость, Церкви — мир, всем же верным — в вере утверждение, грехов оставление и от бед избавление.Послесловие