Два сорокоуста

“Незаконно”, то есть не по правилам борьбы, так и в жизни духовной: и страдания тогда лишь будут спасительными нам и угодными Богу, вменятся нам в заслугу, увенчаются, - если они будут законны, т. е. мотивы их будут нравственными, чистыми, смиренными, богоугодными. Иначе пользы не будет... А у меня не совсем чисты они были... Но прошлого уже не воротишь, нужно хоть дальше следить за этим... Я это и раньше сознавал сам.

“Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов”. Апостол прикровенно предупреждал, что и Тимофею (и епископу) первому должно претерпеть страдания. Но неясно сказал об этом Апостол: нужно самому догадываться: “Разумей, что я говорю. Да даст тебе Господь разумение во всем”. А что Апостол разумеет тут (под плодом) страдания, видно из последующих слов: “Помни Господа Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых”. Т. е. утешайся в страданиях мыслью о Победителе зла и смерти, о Воскресшем Христе, а Он был (по плоти) тоже человек, как и всякий из нас. Но, пострадав, воскрес... Так и ты в страданиях думай о славе будущего блаженства. А другой пример - в самом Апостоле: он за то же самое благовествование и страдает “даже до уз, как злодей”. Но для благовествования это не опасно: “Для слова (проповеди. - Авт.) Божия нет уз”: оно и через страдания будет распространяться. Посему я все терплю ради избранных, дабы и они получили спасение во ХРИСТЕ ИИСУСЕ со славою вечною... Это понятно. Я увидел в этом прямое отношение к себе.

ЧЕТВЕРТАЯ ЛИТУРГИЯ

Вторник

Для христианина главное - совсем не во внешних обстоятельствах важности, а в душе: и именно - во грехе. Это и святые люди постоянно говорят - Василий, Златоуст и др., и мне самому совершенно очевидно. И вот сюда именно нужно постоянно направлять главное внимание свое... А тогда увидишь это яснее, тогда сочтешь себя достойным всяких скорбей. Кроме того, именно скорбями больше чем иным чем-нибудь, оставляются греховные искушения. При очищении же и скорби кажутся не только легкими, но и отрадными.

Все более выясняется преувеличенность обстановки.

С Божией помощью все пройдет. Да ведь главные мотивы моих действий хорошие. Если же формы несколько были неосторожны, то не только Бог, но и люди поймут это. Да и что значит один-два случая перед общим направлением моей деятельности за границей (с 1923 г., когда я ушел из Белой армии совсем) в течение 25 лет. И сверх всего: даже самая откровенность моя есть проявление доверия к власти и искренней чистоты моих намерений.Самый факт поездки в Москву по церковным вопросам есть несомненная обязанность моя как епископа Церкви Божией.Неизвестно во что именно выльется в конце концов все это, но приходили мысли - здесь Промысл Божий. А потому, чем бы ни кончилось дело, все будет к добру.Апостол читался из послания к Колоссянам. И в душу запали особенно последние слова: нужно поступать “достойно Бога, во всем угождая Ему... укрепляясь всякою силою по могуществу славы Его, во всяком терпении и великодушии с радостью” (1, 10-11). Терпение с радостью может совмещаться.