Два сорокоуста

Суббота

Чтобы не забыть: вчера я прочитал письмо с рассказом о конце житий монахов монастыря, где я был настоятелем... В скорбях великих прожили они. Один был в десяти тюрьмах, но по суду все же освободили: не нашли за ним вины. И вообще нужно знать, что “нормальным”, т. е. обычным путем жизни христианина нужно считать не благополучие, а скорби - в этой “юдоли”. Припоминается из стихов Лермонтова: “Ангел душу младую в объятиях нес для мipa печали и слез”.

А уж в Евангелии это ясно сказано: кто не возьмет креста, тот не Мой ученик... И более того: понимаешь внутренне, что скорби - подарок от Господа... К чему это пришлось мне прочитать?

Нужно предавать себя в волю Божию. И успокоиться на этом. Не думать даже.

А вспоминая свою греховность, нужно (и можно) считать себя достойным скорбей.

Я много раз думал уйти на покой. Вот Господь и может дать его везде...Но все же не следует самому лезть на скорби. Наоборот, нужно молиться: “не введи меня во искушение...” Иначе может быть это искание и ожидание - воображением, мечтою: от самомнения. Нужно молиться: Господи, избави меня от всякия скорби, гнева и печали. После - о благодати, конец - предание Воле Божией.Читая ныне Евангелие (о срывании колосьев учениками и исцелении сухорукого), ясно зрел внутренне Господа Иисуса Христа, как истинного Бога, Живого, явившегося во плоти. Совершенно очевидно, что Он - Сын Божий и воистину был на земле. А это укрепило веру и молитву: “Аз семь с вами”.Считаешь себя недостойным... а учишь других.Страдающие (разно) спасаются.Нужно покаяние: оно есть “настоящее” дело.В прологе - о безвестной старице, жившей в пещере почти без пищи... Вот постница!Все же случившееся есть некий “провал”: не найден путь “жить в мире”... По-видимому, согрешил, не имея мудрости земной и кротости. Да, верно!ДЕВЯТАЯ ЛИТУРГИЯ Воскресение Приходили мысли о страданиях: достоин ли еще сподобиться этого? По душе-то - да! Заслуживаю, но лучше молиться: “не введи нас во искушение...” И я молился ныне об этом: так смиреннее.В выборе путей (и дальше) нужно опасаться искушения резких мер и “ровности” в решениях: опасно!Вечером говорил проповедь о скорбях... Так уж вышло. Почему? для чего?.. Об утешении в скорбях (общий удел всех; спасительность их: очищение от грехов, смирение; возгревание веры и молитв к Богу). Отрада духовная в скорбях ради Бога. Достоинство скорбящего: “доверие” Бога таковому человеку; потому скорби посылаются более сильным (в “блаженствах” они на последней ступени: “Блажени есте, егда поносят... Радуйтеся и веселитеся!”)У Златоуста так об этом говорится: “Бог не препятствует посещать тебя искушениям. Во-первых, Он попускает их для того, чтобы ты познал, что ты соделался гораздо сильнее; во-вторых, чтобы ты пребывал в смирении и не превозносился величием даров, видя, что искушения могут смирять тебя; в-третьих, для того, чтобы лукавый дух, все еще сомневающийся в твоем от него отступлении, видя твое терпение в искушениях, уверился, что ты совершенно оставил его и отступил от него; в-четвертых, чтобы ты чрез это сделался тверже и крепче всякого железа; в-пятых, чтобы получить ясное свидетельство о вверенных тебе сокровищах” (Полное собрание творений... Иоанна Златоуста. СПб. 1901. Т. 7. С. 130).“Молитесь, да не внидете в напасть” (Мф. 26, 41).“Мы не должны сами вдаваться в искушения; но когда будем вовлечены в них, то должны стоять мужественно” (Иоанн Златоуст, там же).“И не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго”. Здесь Спаситель явно показывает наше ничтожество и низлагает гордость, научая нас не отказываться от подвигов и произвольно не спешить к ним. “Если нет вызова к борьбе, то должно спокойно ожидать времени подвигов, чтобы показать себя и не тщеславным и мужественным”.