Два сорокоуста

Страдающие (разно) спасаются.

Нужно покаяние: оно есть “настоящее” дело.

В прологе - о безвестной старице, жившей в пещере почти без пищи... Вот постница!

Все же случившееся есть некий “провал”: не найден путь “жить в мире”... По-видимому, согрешил, не имея мудрости земной и кротости. Да, верно!ДЕВЯТАЯ ЛИТУРГИЯ Воскресение Приходили мысли о страданиях: достоин ли еще сподобиться этого? По душе-то - да! Заслуживаю, но лучше молиться: “не введи нас во искушение...” И я молился ныне об этом: так смиреннее.В выборе путей (и дальше) нужно опасаться искушения резких мер и “ровности” в решениях: опасно!Вечером говорил проповедь о скорбях... Так уж вышло. Почему? для чего?.. Об утешении в скорбях (общий удел всех; спасительность их: очищение от грехов, смирение; возгревание веры и молитв к Богу). Отрада духовная в скорбях ради Бога. Достоинство скорбящего: “доверие” Бога таковому человеку; потому скорби посылаются более сильным (в “блаженствах” они на последней ступени: “Блажени есте, егда поносят... Радуйтеся и веселитеся!”)У Златоуста так об этом говорится: “Бог не препятствует посещать тебя искушениям. Во-первых, Он попускает их для того, чтобы ты познал, что ты соделался гораздо сильнее; во-вторых, чтобы ты пребывал в смирении и не превозносился величием даров, видя, что искушения могут смирять тебя; в-третьих, для того, чтобы лукавый дух, все еще сомневающийся в твоем от него отступлении, видя твое терпение в искушениях, уверился, что ты совершенно оставил его и отступил от него; в-четвертых, чтобы ты чрез это сделался тверже и крепче всякого железа; в-пятых, чтобы получить ясное свидетельство о вверенных тебе сокровищах” (Полное собрание творений... Иоанна Златоуста. СПб. 1901. Т. 7. С. 130).“Молитесь, да не внидете в напасть” (Мф. 26, 41).“Мы не должны сами вдаваться в искушения; но когда будем вовлечены в них, то должны стоять мужественно” (Иоанн Златоуст, там же).“И не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго”. Здесь Спаситель явно показывает наше ничтожество и низлагает гордость, научая нас не отказываться от подвигов и произвольно не спешить к ним. “Если нет вызова к борьбе, то должно спокойно ожидать времени подвигов, чтобы показать себя и не тщеславным и мужественным”.Лукавым же здесь Христос называет диавола.ДЕСЯТАЯ ЛИТУРГИЯ Понедельник Ныне особых мыслей не было: довольно спокойно на душе. Молился “О избавитися нам от всякия скорби”. Поминал имена всех главных лиц, касающихся этого дела.Прежде всего дело было представлено (не столько мною, сколько другими) “опасным”. Но чем далее идет время, тем яснее становится мне и друзьям моим, что собственно преступления нет, а если была неосторожность в словах, то не ложь и не обвинение. И даже имен не названо. И порадовать хотелось духовенство. И более расположить к власти. Разве же все это худо перед Господом? Да и перед властью? А впрочем - на волю Божию.Выпишу что-либо из Златоуста в поучение себе - враг диавол строит козни: у св. Златоуста есть молитвы против него.“Божественное, святое, великое, страшное и вседейственное Имя призываем для изгнания твоего, отступник; и запрещения тебе, диавол, вредить (имярек)... Сам Господь запрещает тебе, диавол, страшным Своим именем: устрашись, уйди, сгибни, исчезни, павший с Неба, и с тобою все злые духи... Ему (Господу) принадлежит вся слава, честь и поклонение и величие вместе с Б[езначальным] Е[го] О[тцем], с Пр[есвятым] Бл[агим] и Ж[ивотворящим] Е[го] Дух[ом] ныне и во веки веков. Аминь”.Получил сведения, будто духовенство хочет собирать подписи Патриарху в защиту меня. Я передал через говорившего: этого не нужно делать вообще, а тем более в данное время! Буду ждать приезда председателя Совета по делам Православной Церкви.Ныне вечером было одно лицо; говорили об общем духовном положении дел. Пришли к мысли, что нужно молиться и потом положиться на Господа Вседержителя во всем. Но не поддаваться искушению малодушия, недоброжелательства. Хотя идти по христианскому пути всегда трудно (крест), но таков неизбежный путь. Высоты христианства особенно трудны; но нужно брать хотя бы посильное: т. е. молиться, поминать, и хоть сколько-нибудь любить... В крайнем случае лишь молиться.ОДИННАДЦАТАЯ ЛИТУРГИЯ