Два сорокоуста

13. Важность заявления о верности Евангелию.

14. Промысл Божий непостижимый...

15. Однако необходимо перестрадать это учение, противоположное Евангельскому, чтобы избавиться от соблазнов (а это не скоро).

16. Идет борьба между “Искуплением” Сына Божия и попыткой самим устроиться блаженно...

17. Ложность учения может быть о “самоискуплении”, как одно из звеньев общественного воззвания.

18. Закон и благодать; право и любовь; эгоизм и жертва, гордость и смирение; человек и Бог; Христос и антихрист.

Дело нелегкое. Помоги, Господи!

Хорошо бы прочитать теперь апологии мужей апостольских. Впрочем, в житиях, но только мало, можно найти материал из их сочинении. Однако, как своевременно Господь послал мне Жития Святых! Слава Богу!15/28 сентября ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ ЛИТУРГИЯ Вчера я большой грех совершил: брата своего резко обличил, говорил о его грехах ему в лицо... Как бы бил его! И даже иногда громко кричал на него, призывая (Боже, прости меня!) беды на него. И Благодать Божия отошла от меня, пусто стало на сердце...В гаком же настроении служил сегодня утреню и начало Литургии... Но уже на проскомидии стал с любовью поминать ею.. Впрочем, вражды у меня не было уже вчера, а ныне утром даже теплота зажглась.Может быть, и хорошо, что ему было больно. Теперь он поехал к Е. М. [31] и с большим чувством воспримет все...Но не о нем лишь упоминать мне должно, а больше о себе думать....Начали читать Апостол, и точно ответ пришел прямо на случившееся: “Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов. Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя. Каждый да испытывает свое дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом, ибо каждый понесет свое бремя.Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем. Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче -своим по вере” (Гал. 6, 2-10).Как сильно и прямо ко мне! Кто я-то сам?! Сколько “своего-то” бремени?! Нет! Согрешил! Согрешил!.. И ныне вечером попрошу у него искренне прощения... И больше никого мне не должно (и нельзя) обличать!.. О себе нужно думать.А поклонюсь ему в ноги, и ему, бедному, легче станет спасаться, что бы не решил Е. М. [32] о нем.Пронизали меня мысли о Пути спасения других людей: нет, ни борьбою, ни обличением, ни холодным уходом (это тоже вид вражды) не спасти никого... А только смирением себя и самоотверженной любовью и другою - христианскою любовью! Любовь - лишь творческое начало!..А как это трудно!.. Но и сладко!.. И перенес я этот частный случай на вопрос об отношении к моему вопросу: НУЖНА ЛЮБОВЬ СПАСАЮЩАЯ. Нужна и к той и к другой стороне, иначе странно было бы: одним помогать, а другим вредить... Но как же это соединить?В сердце это можно (христианину хорошему) соединить... А если будет в сердце, тогда и способы проявить можно. Но это такому несовершенству, как я, весьма нелегко!Однако должно... В этом и состоит пастырский христоподобный крестный путь... Христос, Сын Божий, не раз повторял: пришел я не судить, а спасать.Небо оставил! И необходимо было оставить... Постараюсь (с Божией благодатию) объяснить, почему именно Бог должен был сойти, а не ангел какой, или человек с неба...1. Человек (все) враждовал с Богом.2. Нужно было примириться с Ним.3. Но человек не мог, да и по гордыне (суть падения) не желал (лучше: “уйди от меня”, а я от Тебя.) (Лк. 5, 8).