Не пресыщайтесь всякою сластию, — поучает святой Иисус, сын Сирахов, — и не бросайтесь на разные снеди, ибо от многояде- ния бывает болезнь, и пресыщение доводит до холеры.

В Послании к филиппийцам (3, 19) апостол Павел прямо именует чревоугодников идолослужителями: их конец — погибель, их бог — чрево, и слава их — в сраме — и ставит их наравне с сребролюбцами, прелюбодеями, ворами и разбойниками (1 Кор. 6, 9).

Святой Иоанн Златоуст говорит: «Диавол ничего так не любит, как роскоши и пьянства; потому что никто не может так хорошо исполнить его злой воли, как пьяница.

Любящий есть и пить угоден диаволу...» Вот как говорит святой пророк Моисей о народе израильском, забывшем Бога в изобилии своем: И ел Иаков, и утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его и презрел твердыню спасения своего (Втор. 32, 15).

Говоря о чревоугодии, нельзя не сказать и о пьянстве, гнуснейшем пороке.

Даже язычники осуждали порок пьянства.

Философ Анахарсис говорил, что вино приносит три плода: увеселение, опьянение и горькое раскаяние.

Священное Писание, говоря о вине, не только воспрещает упиваться им, но даже смотреть на него и любоваться. Не смотри на вино, — говорится в притчах Соломона, — не смотри, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид (23, 31). Действительно, следствия пьянства ужасны. У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? — вопрошает премудрый Соломон в притчах своих и сам отвечает: у тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного (23, 29, 30). «От несоблюдения поста, от чревоугодия и излишества в пище и питье, особенно в вино- питии, — иссякает из сердца христианская любовь, радующаяся с радующимися и плачущая с плачущими, и произрастает в сердце самолюбие, самоугодие, плотоугодие, сладострастие и прочее» (св. прав. Иоанн Кронштадтский). ЧТО ТАКОЕ ЗАВИСТЬ Если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская, ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое. Иак. 3, 1 4 -1 6 Зависть есть печаль о благополучии ближнего, говорит Василий Великий. Эта порочная страсть, порождение диавола и гордости, может называться добровольным мучением: гордый человек, высоко ценя свои достоинства, завидует равным, что они сравнялись с ним; завидует низшим, боясь, чтобы они не сделались равны ему; завидует высшим, потому что сам не может сравняться с ними. Другие страсти доставляют какое-то наслаждение, хотя и мнимое, но завистливый не имеет и этого. От зависти, как изобильного источника, проистекает великое зло; от нее происходят осуждения, клевета, разные козни, ухищрения и ненависть; от ненависти — злоба, а от злобы — убийства. Поэтому Иоанн Златоуст, говоря о зависти, именует ее «корнем убийства». Смерть вошла в мир через зависть диавола, и завистники — подражатели и чада этого злого духа. Зависть в христианине есть безумие. Во Христе все мы получили бесконечно великие блага, все обожены, все соделались наследниками неизреченных и вечных благ Царствия небесного; да и земных благ обещано нам довольство под условием искания правды Божией и царствия Божия: ищите же прежде царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам (Мф. 6, 33); нам поведено довольствоваться тем, что имеем, и не быть сребролюбивыми: не сребро любы нравом: довольни сущими, и прибавлено: То бо (Господь) рече: не имам тебе оставити, ниже имам от тебе отступити (Мф. 13, 43). Не безумно ли после этого завидовать в чем-либо ближнему, например: его почестям, его богатству, роскошному столу, великолепной одежде, прекрасному жилищу и прочему?