Письма (выпуски 1-8)

971. О борьбе с свойственными юности движениями

Милость Божия буди с вами!

Насилу-то вы покаялись. Впрочем я кажется писал вам, чтобы вы не обременяли себя писанием ко мне без сильной потребности душевной, и нужды какой-либо. Все однако ж принимаю ваши извинения очень резонными и прощаю и разрешаю вас от сего греха без епитимии. Вам же следует к сему приложить; не буду вперед грешить так.

Что вы написали о свойственной юности возбужденности внутренних движений неопределенных, мутящих однако ж и томящих; то сколько они ни естественны, но для вас, столько доселе передумавших, столько верно познавших о духовном внутреннем чине, и столь много делом испытавших, не извинительно, если они проявляются в вас с такою силою, что вы с ними не сладите. Без снисходительного на них воззрения, без произвольного допущения их и поблажки им, они не могли взять над вами такую силу. Сядьте и обдумайте все, - и воспримите бразды самоуправления, и грозно держите скипетр свой, не позволяя ничему втесняться в вашу область и возмущать ваше правление. Поступайте с ними, как с нахалами, вторгающимися в дом ваш против вашего желания. Этим вы указываете дверь, и с теми также обращайтесь. Как только заметите, гоните вон, без саможаления. Опять придут, опять гоните. Еще придут, и еще гоните. Отстанут, только саможаления не держите. Без противления саможалению нельзя быть доброму самоуправлению.

Вред от поблажки им тот особенно, что в толпу этих мыслей и образов протискивается враг, я в сумятице засеменяет худые сочувствия, желания и даже намерения. Несколько кратное повторение этого образует недобрый самоугодливый строй внутри, который потом заводит и соответственную тому деятельность во вне, которая мало помалу вытеснит расположение к прежним чистым, братолюбивым и Боголюбивым деяниям. В этом источник нечувствия, нерадения, и забвения - сих гигантов вражьего стана - голиафов.

Как прогонять? - Общим для сего порядком: (просмотрите книжку: Что есть духовная жизнь) 1) восставить неприязнь к ним, 2) оттолкнуть ненавистью и гневом, как врагов, и 3) поразить молитвою к Господу, Ангелу Хранителю и Владычице Богородице и к святой Софии, имя коей носите. - Все это вы неоднократно читали, и писанное и печатное. Господа ради: припомните хорошенько и действуйте так.

Вы назвали состояние такое переходным.Тем больше внимания к нему требуется, потому что из него выходит последующее течение жизни, - или доброе, или недоброе, или смешанное.Второе средство против этих бурлений вы сами употребили - говение, исповедь и св. причащение. Видите, какая в них сила?!- Спешите же к ним всякий раз, как потребна бывает помощь их."Была опять буря, и прошла. Только чувств духовных осталось мало". - Увы! остановитесь на этом, и подумайте, и обдумайте, откуда этот паралич чувства?!- Он оттуда, - что во время бури и бурления допущены сочувствия и даже желания недолжные, и там внутри остались, не будучи подавлены и исторгнуты. Заседши там, они не дают приходить в движение противоположным им чувствам духовным.Если оставите это без внимания, то худое в вас совсем заглушить доброе. Нечувствие породит нерадение, от того и другого возьмет силу забвение. Сии три составляют полный паралич душевный. Увы! вот куда идет дорога, на которую вы вступили. У вас, как говорите, были благочестивые чувства в силе, а теперь нет их. Извольте поплакать об этом, - и браните себя, - говоря: помяни, откуда ниспала ты?! - Вам хочется веселиться, хочется бывать в обществе, - иначе, - хочется бывать там, где нет места ничему духовному. Вы расписываете благотворное действие танцевального вечера. Это мыльнопузырное действие. Первая чарка вина тоже благотворною кажется, - а до чего доводит? В таком же опасном положении и вы. Опять повторю - обратите на это внимание. Враг уже успел обставить сие одурачивающее действие резонами, будто основательными. - Блюдитесь! - С такими стремлениями и резонами для них из вас выйдет самая разгульная особа, для которой никакой удержи не будет.