Письма (выпуски 1-8)

У протестантов есть православные, но они все же протестанты. Какие это!? Это те, которые придерживаются мудрованию первых протестантов. Нынешние протестанты далеко отошли от первых, - и чистых протестантов, т.е. совершенно согласных с древними, теперь почти нет. - У них столько сект, что не перечтешь. А все именуются протестантами. У них уже начинались толки, как бы объединить всех. Ничего не вышло. Образовалась только новая секта унионистов. - Так вот какие протестанты стараются держаться древних протестантов, те у них и православные, - но все же протестанты.

После того, что я наговорил вам о предании, вам верно не трудно будет понять, как предание Апостольское могло не измениться. Что предано Апостолами, то составляет жизнь христианскую, и как таковое переходило из рода в род неизменно, входя в тоже время в писания Отцов с первого же века. Писания Апостольские сами суть хранители Апостольского предания, хотя не во всей полноте.

После апостольские писатели внесли в свои писания и все прочее, не внесенное Апостолами в свои писания. И то и другое теперь в Церкви православной блюдется.

975. Общение с усопшими

Милость Божия буди с вами!

Спешу сказать вам хоть слово-другое, чтобы застать вас здесь. В ваших мыслях об общении с отшедшими много поэзии. Но как это так оживляет, умягчает и назидает сердце ваше, то я думаю, что так делать безгрешно. Да и свободен ли кто от подобных мечтаний?!- Что отшедшие живы, только другою жизнью, живут сознательно, пребывают в общении между собою по тамошним условиям и порядкам, и на нас посматривают и к нам приходят, слышат наши молитвы о них, и о нас молятся, и делают нам внушения, - все по тамошним законам и порядкам, а не как вздумается, - это должно считать положительно верным, хотя ничего определенного по всем этим пунктам сказать не можем. Бывает и здесь на земле проявление сочувствия душ, по коему душа душе, по поговорке, весть подает. Подобные сему взаимодействия можно допустить и у живых с умершими, или с отшедшими. В письмах о том, "Что есть духовная жизнь" указывается всемирная стихия - эфир. По ней действия душ одной на другую, - могут проходить, как электрический ток по телеграфной проволоке. Препарат телеграфный тут есть сердце.Благослови вас Господи! Спасайтесь!Поклоны, благожелания и благословения всем нашим.Ваш доброхот. Е. Феофан. 24 Ил. 91 г. 976. Молиться ли об избавлении от болезни. Как устрояется рай на земле. Как относиться к похваламМилость Божия буди с вами!Насилу-то вы отозвались! очень жалею, что немощь ваша все длится, и еще расширяете свое владычество; даруй Господи вам избавиться от этой болести. Хотя у Господа, посылающего недуги, всегда имеется в виду наше благо; - однако же мы не без соизволения Божия молимся об избавлении от них, как бы отвращаясь от блага, сим путем нам обещаемого. - Ибо может быть и того чает от нас при сем Господь, чтобы мы усерднее молились Ему. Тогда молитва наша совпадает с намерениями Божиими.Зимние труды ваши в питании бедных благотворно действовали на вашу душу, - и вы чувствовали себя сущею в раю, Божием раю, благодатном, в сердце носимом.Таков ведь и будущий рай, - не со вне навевающий блаженство, а внутри его устрояющий, - как неистощимо бьющий ключ радостей и утешений. - Вы полагали тому приготовительные начатки здесь на земле. Что осталось от этого теперь?! Память ли одна? Думаю, что что-нибудь и больше того и существеннее.Следующая зима - Крым. Даст ли он то, что дала русская деревня? - Вы уже чувствуете, что нет. Грозит отсутствие деятельности, - и тихое пребывание вы гадаете наполнить молитвою. Это куда бы хорошо было! - Но вы еще ничего не видя, уже назад пятитесь, - трудно, скучно, лень берет. Хотите ли устроить в Крыму молитвенный рай, как прошлую зиму устрояли его дела благотворения?! - Делайте так, как прописали. "Могу часто в течение дня взывать к Богу, и в краткой молитве выражать то, что у меня на душе". - Да ведь я, кажется, писал вам о коротеньких молитвах. - Они составляют настоящую молитву и идут прямо из сердца к Богу, и Бог внемлет им и благословляет их. Бог тогда в душе бывает присущ. - Сделайте так, чтобы промежутки между сими воздыханиями все меньше и меньше становились, тогда воздыхания сольются в одну непрерывную молитву, и Бог будет присущ вам особым образом, - а где Бог, там рай. - Присоедините к сему размышление о божественных таинствах веры. Сколько тепла и света разольется тогда внутри?!А молитвословие все таки в свое время надо совершать. Это все молитвенники великие делали. Необходимо же это потому, что на душу столбняк нападает, и она ни к чему не гожа. Тогда хоть чужою молитвою и словесномысленно помолиться - все же хорошо, чем совсем не помолившись лечь спать, или провести утро. - Долго подряд молиться не можете? - Молитесь не долго.