Письма (выпуски 1-8)

Об исповеди. Рукоположенному во священника (разумеются собств. иеромонахи монастырские), самым рукоположением дается право и возлагается обязанность и грехи отпущать всякому приходящему с покаянием. Почему, если сие право и сия обязанность не ограничены особым предписанием рукополагавшего, самое сие отсутствие ограничительных предписаний оставляет право исповедать неприкосновенным в той силе, в какой оно должно быть по рукоположению. Так вам нечего смущаться, что случалось исповедывать приходящих. Будете грешить, если откажете кому. Правила соборные не об этом гласят (см. Требн. лист 31-й на обор, како подоб. духовнику быти). 6-е о распоряжениях относительно несших публичное покаяние. Священник не может разрешить кающемуся присутствовать на литургии верных. Это дело архиерея. Правило 43-е не то совсем. Так это враг вас смущает. Извольте ему противиться. Всякий иеромонах всех исповедует. Ведь это не ныне началось и не у вас только, а повсюду. Если б это было противозаконно, неужели не поднят бы был вопрос об этом где либо? Выходит нечего поднимать.

- "Монах, прежде монашества двоеженец, может ли принять рукоположение?" Ответ: Пусть решит это рукополагающий. По моему может. Что было в миру, все умерло и отгорожено мантиею, которая есть саван умершего. Умерший освобождается от всех обязательству ограничений, суда и расправ. Так и монах. Но может быть иной решит это иначе. Во Владимире недавно преосв. Иаков рукоположил такового без ведома о двоеженстве; но узнавши смутился и хочет каяться пред Синодом и просить разрешение. Вот и получим официальное разрешение сего вопроса.

О N. помню. (из окончивших курс семинарии). Он немножко и жил на В. Но все же надо ухо остро держать. В монастырь, или во священники ему? Пусть сам решит. А отвлеченно судя, конечно, в монахи лучше. Коли слаб здоровьем и подавно лучше. Но все пусть рассудит хорошенько и скрепит себя крепким как смерть решением. Ишь решения-то наши как весенний снег. Чуть солнышко - и растаял. Желаю ему всякого преуспеяния в вере и добродетели. Путь спасения - не один монастырь; путей столько, что не перечтешь. Все в душе, а не во внешнем положении. Некто взял на себя чужую вину и был сослан. Там в рудокопнях до конца жизни смиренно трудился. По смерти оказалось, что Богу угодил. А уж что за жизнь.

Благодарствую за четки. Г-м Ш.вым благословение Божие. Я их помню и поминаю. Спаси их Господи!

Прошу ваших молитв. Благослови вас Господи!

Ваш богомолец Епископ Феофан. 23 октября 1876 г.

15. О служении подле владыкиМилость Божия буди с вами!N.N.!Ну вот Бог привел вам послужить и подле владыки. Это значит, что если вы хорошо будете вести дело и будете покоить дух владыки так, что у него все время будет уже посвящено управлению церквей своих, то в сем последнем деле будет и ваша часть, хоть вы собственно будете хлопотать только о щах для братии и о каше для певчурят. Возьмите терпение, и трудитесь. Ни шатко, ни валко, ни на сторону. Чем проще, тем лучше. в меру разума своего и способов, а не в меру блестящих иногда замыслов. И Бог будет вам всегда помощником.Добротолюбие много содержит. Но мне думается, что маленький сборничек (выборка из него же), печатаемый в ведомостях, будет уютней и может быть для многих полезней. Ибо о главном толкует; а коль скоро будет главное, то частное само собою прибудет.Благослови вас Господи! Молите Бога и о мне грешном.