Свт. Иннокентий Херсонский-Слова и беседы на Богородичные праздники-Оглавление-Слово на Рождество Пресвятой Богородицы1-Слово

Мало сего: мы молим, и непрестанно должны молить Господа, чтобы Он Сам гремел над вами всемощным гласом Своим, и пробуждал вас, чтобы не щадил, если это нужно, ни гнева Своего, ни стрел. Ибо лучше, стократ лучше, чтобы каждый из нас пострадал, если это нужно, здесь, временно, нежели отошел неисправленным туда, где надобно мучиться вечно.

И если когда нам, братие, нужно говорить с вами таким языком, то в нынешний день; ибо день сей есть самый способный к тому, чтобы начать, кто не начинал, дело своего спасения. Не напрасно Церковь возглашает: "днесь спасения нашего главизна!" Решись отныне оставить грех, освободиться от уз господствующей в тебе страсти, начать жить для Бога, веровать всем сердцем в Искупителя, ходить и действовать, как учит Евангелие и Церковь: и нынешний день соделается для тебя истинным началом твоего спасения. Всякий раз, когда он будет возвращаться, ты будешь от полноты сердца восклицать: днесь, истинно днесь спасения моего главизна! После сего и для меня и для тебя будет сей день днем благовещения: для меня - потому что я возвестил, а для тебя - потому что ты принял благую весть о спасении. О, куда не пронесется весть сия! Ей будут радоваться Ангелы, о ней возрадуется Сам Отец Небесный! Аминь.

Слово в день Благовещения и неделю Крестопоклонную

В настоящий день, посвященный на поклонение Кресту Господню и на воспоминание страданий Христовых, всего приличнее для нас было бы сетование духовное и сокрушение о грехах наших: но вот, с сим сетованием встретилась ныне благая весть Архангела о спасении всего мира. Что избрать: слезы или радость? Крест или ветвь райскую? Для грешников, имеющих нужду в непрестанном очищении, нужнее слезы, безопаснее держаться за крест. Но грешникам помилованным, удостоенным пришествия к ним Самого Царя славы, неприлично уже было бы сетовать безотрадно в самом Его присутствии. Итак, надобно искать средства согласить сетование с радостью. И трудно ли найти его?.. Всмотримся пристальнее в сущность и дух обоих настоящих празднеств, и многие из нас невольно, может быть, ощутят в сердце - радость, а на очах - слезы. Сошествие на землю Сына Божия, нами воспоминаемое, есть событие для нас самое радостное; ибо в нем, как премудро возглашает Церковь, и только в нем едином, "спасения нашего главизна", - начало, основание и причина. Если бы Сын Божий не сошел на землю, то никто из нас, земнородных, не взошел бы на небо. Но чем было вочеловечение Сына Божия для Него Самого? Началом радости ли, совершенства ли? Нет, для Него Самого воплощение было главизною уничижения, началом лишений и страданий. Ибо что нашел Он на земле, приняв плоть человеческую? Нашел крест, который и носил всю жизнь, доколе Сам не был вознесен на Крест. После сего может ли душа, любящая Господа, при самой благой вести Архангела предаваться ныне радости так, чтобы забыть, чего стоила сия радость возлюбленному ее Спасителю, и не растворить ее сетованием о своем недостоинстве? Ты, сказала бы она самому Архангелу, ты благовествуешь нам радость спасения. Благодарение Господу, посетившему нас во тьме и сени смертной седящих! Теперь нет места отчаянию и для первого из грешников. Но я не могу всецело предаться сей радости и оставить совершенно сетование. Такая радость не моя! Пусть радуются таким образом те из братий моих, кои достигли уже отечества, соединились навсегда со Спасителем. А я еще среди юдоли плача, среди моря искушений; я еще сто раз могу оскорбить Господа, снисшедшего для меня на землю, изменить Ему, даже вознести Его на Крест моими грехами. Мне ли предаваться одной радости? Оставь, Архангеле, оставь часть слез, коими я могла бы оплакать моего Спасителя, когда Он будет распинаем, омыть собственные мои нечистоты. Знаю, что они измываются единственно Кровию Божественного Агнца, но могу ли, омываясь сею Кровию, не смешать с нею собственых слез? Так мыслит и чувствует ныне душа, любящая Господа! В благой вести Архангела о спасении для нее новое воззвание к покаянию. Она ясно видит, что спасение, им возвещаемое, все заключается в смерти воплощенного Господа за грехи наши; и потому с радостью обращается ко кресту. Что же производит в ней крест сей? В людях, преданных миру, он производит одно уныние; не то - в душах, любящих свое спасение и своего Спасителя. И в них производит он слезы, - ибо можно ли не прослезиться над орудием страданий и смерти своего Господа? - но эти слезы растворены духовным утешением. Ибо древо креста, будучи напоено Кровию Сына Божия, процвело так, что сень его величественнее сени всех древ райских, а плоды - живоноснее плодов древа жизни. Воззрит ли при сем душа верующая на своего Спасителя, - она видит, что крест послужил для Него лествицею для обратного восшествия на престол Небесной славы; что Он превознесен над всеми и получил имя ...паче всякаго имене, именно за то, что смирил Себе... до смерти крестныя (Флп. 2; 8-9). Воззрит ли на сонм святых Божиих, наслаждающихся блаженством в Царствии Отца Небесного, видит, что все они взошли на небо крестом, пришли на брак Агнца от скорби великия (Откр. 7; 14), удостоены вечного покоя потому, что на земле, кроме креста, не имели где подклонить главу. Обратит ли взор вокруг себя, - находит, что где крест, там и благодать, и добродетель, и спасение; что чем кто из христиан более смиряется, подвергается лишениям и скорбям, тем более "укрепляется во внутреннем человеке" (Еф. 3; 16), становится свободнее от мира, ближе к небу и своему Спасителю. После сего чем для истинного христианина должен казаться Крест Спасителя, как не любезным орудием спасения, драгоценным залогом блаженства вечного, - радостным знамением победы? При одном взоре на крест, христианин уже чувствует в себе новую силу к побеждению противных сил; при одном напоминании о кресте, христианин исполняется некиим святым утешением, среди самых лютых напастей. Посему-то Животворящему свойству Креста Христова и учреждено Святою Церковью поклонение ему среди Святой Четыредесятницы. "Якоже долгий и прискорбный путь проходящий, - читается в синаксаре на нынешний день, - и трудом отягчившийся, аще где древо благосеннолиственное обрящут, мало седше упокояются и, яко убо юни бывше, прочее путь отходят, тако и ныне в постное время и в прискорбный путь и подвиг насадися посреди от святых отец Живоносный Крест, ослабу и прохлаждение нам подавая, благомужественны же и легки к прежнему труду утрудившиеся устрояя". Таким образом, братие, настоящие празднества не только не чужды между собою, но и препровождают один к другому: райская ветвь Архангела указует прямо на крест, а крест служит лествицею в потерянный рай сладости. Посему исполнится ли ныне у кого сердце радостию, - да не смущается и не стыдится сея радости; она - Господня; для доставления ее всем нам Сыне Божий и взошел на крест. Ощутит ли кто в сердце сокрушение, а на очах слезы о грехах своих, - да не смущается и да не сокрывает сих слез; они - Господни; сам Архангел, если найдет чистыми, соберет их и представит в дар нисходящему на землю Господу.