«Здесь», буквально пишет он, «духовная пустыня, я собираюсь к вам».

И воn он, действительно, собрался к нам, с тем уже, чтобы навсегда у нас здесь остаться. И мы верим, что, хотя телом своим он и не будет общаться с нами, как он общался до сих пор, часто к нам приезжая, участвуя так усердно и глубоко в наших братских трудах, но духом своим он по-прежнему будет все время с нами.

Мы знаем, как переживал он все то, что сейчас происходит в мире, как горячо откликался он на все события не просто мировой жизни, но именно того, что происходит в жизни Церкви Христовой, в частности, в нашей Русской Зарубежной Церкви. Он радовался радостями нашей Церкви и скорбел ее скорбями. Как тяжело переживал он иной раз нежелательные явления в Церкви. Но относился к ним по-сыновнему, надеясь, что все это еще может как-то поправиться, как-то можно все это исправить.

Он не был похож на многих тех ревнителей не по разуму, которые готовы все крушить и разбивать, видя что-нибудь несоответствующее своему назначению.

Он ко всему подходил с терпимостью, надеясь, что как то, с Божией помощью, все придет в надлежащий вид.

Воспринимал, как величайшую ценность в современном мире именно нашу Русскую Зарубежную Церковь с ее идеологией полного и решительного неприятия мирового зла.

Писал он прекрасные статьи на эти темы, не пропускал почти ни одного большого церковного торжества в нашей церкви, не говоря уже о том, что, конечно, приезжал почти на все наши большие монастырские празднества. И вот, посещая разные места и приходы, где происходили большие торжества, он там брал на себя подлинно апостольский подвиг по распространению наших духовных изданий, говорил о нашем монастыре и всех призывал к тому, чтобы посетить нашу обитель, желая всех приобщить к той духовной радости, которую он переживал, приезжая к нам на наши монастырские праздники.

И вот он теперь здесь навсегда с нами с сознанием того, что он сделал в своей жизни все то, что повелевала ему совесть, исполняя его чувством сознания исполненного долга, почему такое удовлетворение и написано на его лице.Он был, в полном смысле слова, цельная натура, каких в наше лукавое время, увы, так безконечно мало: когда царит двоедушие, малодушие, сидение на двух стульях, служение двум господам, неискренность, фальшь, притворство, лицемерие. Все это было ему совершенно не по душе. Все это он решительно отметал от себя; был человеком искренним, прямым и безукоризненно честным. Честным перед Богом, честным перед людьми, честным перед самим собой. И мы верим, что Господь примет его в Свои Небесные Чертоги и что он теперь там будет молиться за нашу Русскую Зарубежную Церковь, о которой он так всегда болел душой, скорбел, желая, чтобы у нее все было на высоте. И будет также молиться за нашу святую обитель и за успех нашего дела, того миссионерского дела, которое мы творим здесь во славу Божию, на благо нашей Русской Зарубежной Церкви.Но поскольку у каждого человека все же есть какие то грехи, как говорит Слово Божие: Аще даже един день его на земли , и тот человек не свободен от греха, – конечно, мы должны молиться о упокоении его души. И сейчас прежде, чем мы воздадим ему наше последнее братское целование, духовник его прочтет над ним последнюю разрешительную молитву. Аминь.Слово Архиепископа Аверкия,сказанное при отпевании митр. протоиерея о.Даниила Думского 22 янв./4 февр. 1971 г.Во имя Отца и Сына и Святого Духа!«В вере, и надежде, и любви, и кротости, и чистоте, и в священническом достоинстве благочестно пожил еси, приснопамятне …» Эти умилительные слова трогательного священнического отпевания, как нельзя больше, подходят к нашему дорогому усопшему – новопреставленному протоиерею Даниилу. Высоко неся свое священническое достоинство, он действительно жил «в вере, надежде и любви», в «кротости и чистоте», как это и надлежит истинному пастырю. И по своему внешнему облику и по своей внутренней духовной настроенности, он был – настоящий православный русский батюшка, каких немало было в прежнее время у нас на Святой Руси, но которых все меньше и меньше остается в наше лукавое время отступления.