Из Вены Владыка Митрополит со всем Синодом переехал сначала в Карлсбад, а затем – уже по окончании войны – летом 1945 г. в г. Мюнхен (Германия), который на время сделался крупным центром русской церковной и общественной жизни. В одном Мюнхене с его ближайшими окрестностями образовалось около 14 приходов и шла весьма интенсивная церковная жизнь во многих местах с ежедневными богослужениями. Летом же этого 1945 года Владыка Митрополит Анастасий уже в Мюнхене, совместно с Митрополитом Серафимом, хиротонисал во Епископа Киссингенского, викария Германской епархии, настоятеля Мюнхенского прихода архимандрита Александра (Ловчаго).

Желая возобновить связь, после нарушенного войной единения, отдельных частей Русской Зарубежной Церкви с Архиерейским Синодом, Владыка Митрополит добился разрешения, на поездку в Швейцарию, и из Женевы быстро наладил письменные сношения со всеми странами, где находились подведомственные нашей Русской Зарубежной Церкви церковные общины, чем укреплена была пошатнувшаяся было организация нашей Церкви заграницей.

В Швейцарии Владыка Митрополит оставался около 7 месяцев и за это время совершил, совместно с прибывшим из Америки Епископом Иеронимом, две архиерейских хиротонии – Архимандрита Серафима (Иванова) во Епископа Сант-Ягскаго и Архимандрита Нафанаила во Епископа Брюссельского и Западно-Европейского.

К Пасхе 1946 года он возвратился в Мюнхен, где вскоре 23 апреля им созван был Собор Зарубежных Епископов, в котором приняли участие и епископы Автономной Украинской и Белорусской Церкви, на одинаковых правах с представителями других округов. В этом Соборе приняли участие личным присутствием 15 архиереев, а остальные, из далеких стран, прислали свои пожелания и письменные мнения по вопросам повестки. Уже тогда Собор этот постановил отметить приближающийся юбилей Митрополита Анастасия – пятидесятилетие священно-служения, сорокалетие епископского служения и десятилетие возглавления им Русской Зарубежной Церкви – принятием им титула «Блаженнейшего», правом ношения двух панагий и преднесением креста. Но Владыка Митрополит категорически отверг все это, как и отклонил проекты празднования его юбилея, заявив, что «теперь не время праздновать».

И Владыка остался верен ceбе: в Мюнхене празднование этого знаменательного юбилея состоялось... без самого юбиляра, укрывшегося от чествования в тихой иноческой обители.

По окончании войны главное внимание Владыки Митрополита было устремлено на то, чтобы помочь православным русским людям выехать из разоренной Германии и организовать в новых местах их жительства нормальную церковную жизнь. Был открыт целый ряд новых архиерейских кафедр в разных странах, и архиереи, собравшиеся в результате войны в Зап. Германии, постепенно получали назначения на эти новооткрытые кафедры.

В сентября 1950 г. Митрополит Анастасий предпринял поездку в Западно-Европейскую епархию, где совершил два важных акта: хиротонисал в Женеве 11/24 сентября Архимандрита Леонтия (Бартошевила) во Епископа для Женевского викариатства и освятил 18 сентября /1 октября в Брюсселе новопостроенный Храм-Памятник Царю-Мученику и всем русским людям, в смуте убиенным. Вернувшись в Германию, он 25 сентября/8 октября освятил во Франкфурте новый храм в честь Воскресения Христова.

С 1948 года началось усиленное переселение русских людей в Северо-Американские Соединенные Штаты, и многие стали упрашивать Владыку Митрополита переехать с Архиерейским Синодом туда же. Просили Владыку приехать и из Америки, где только что (в 1946 г.) произошел печальный раскол, после так наз. «Кливлендского собора», на котором было решено перейти в подчинение московскому патриарху Алексию. В начале Владыка Митрополит колебался, но Мюнхен пустел все больше и больше, постепенно закрывались беженские лагеря и приходы в них. И Владыка Первосвятитель, наконец, решил переехать туда, куда отбыла уже большая часть его паствы и куда его усиленно приглашали приехать.Отъезд Владыки Митрополита Анастасия в Америку состоялся 10/23 ноября 1950 года. На другой день он на аэроплане прибыл в Нью-Йорк и был торжественно встречен в Вознесенском кафедральном соборе.На другой день после приезда, 12/25 ноября, Владыка Митрополит отбыл в Св.-Троицкий монастырь в Джорданвилле, где совершил торжественное освящение только что законченного каменного монастырского храма в честь Святой Троицы, после чего состоялся Архиерейский Собор, в котором приняли личное участие 11 иерархов Русской Православной Церкви заграницей.Здесь же, впервые за все время существования нашей Рус. Заруб. Церкви, был совершен Владыкой чин мироварения и освящения миpa, которое наша Церковь получала прежде от Сербской церкви.Резиденцией Владыки Митрополита в Америке стала названная синодальным подворьем «Новая Коренная Пустынь» в Магопаке, в полутора часах езды от Нью-Йорка, которая была устроена в имении, подаренном известным русским благотворителем кн. С. С. Белосельским-Белозерским.Приезд Владыки Митрополита Анастасия в США совпал с раскольническим «собором» Американской Митрополии, на котором, вместо недавно умершего Митрополита Феофила, был избран Митрополитом Архиепископ Леонтий. Предельное смирение проявил наш Первосвятитель, призывая иерархов этой Митрополии к миру и единству. Назначенное с этой целью совещание, к сожалению, не привело ни к чему. Иерархи Американской Митрополии не только не пожелали возстановить нарушенное ими единство Русской Зарубежной Церкви, но стали еще более углублять возникшее на Кливлендском соборе разделение разными антиканоническими действиями вплоть до принятия к ceбе запрещенных священнослужителей.Между тем, все больше и больше русских людей прибывало из Европы и Азии в Америку, и с их прибытием возникло около 100 новых приходов, пожелавших оставаться в юрисдикции нашей Русской Зарубежной Церкви. От Митрополии их отталкивало и поминание советского патриарха за богослужением, и красные флаги в церквах, и разставленные для сидения скамейки, не говоря уже о многом другом, идущем совершенно вразрез с исконным православным благочестием.