Статьи и проповеди(с 4.12.2008 по 28.10.2010 г.)

Андрей Ткачев: Мы поработили себя двояко. Первозданный человек попал в состояние греха, страдал из-за того, что он смертен, грешен, болен, что вынужден тяжело трудиться и сталкиваться с социальным неравенством. Мы же создали вторую природу — цивилизацию. Электричество, бетон, асфальт, пластмасса, бытовые удобства, сложная социальная организация. И вдруг, вырвавшись из второй природы, человек ощущает себя вдвойне потерянным. Мы утратили навыки жизни в природе как таковой и мы очень зависимы от жизни в цивилизации. Конечно, нельзя однозначно говорить, что есть только грех, есть и залоги доброго. И вопрос не столько в цивилизации, сколько в умонастроении. Жизнь — это смесь негативных и позитивных вещей, и все зависит от того, чем мы пользуемся. Но мы не становимся сильнее. Мы ослабли, живем меньше, у нас меньше нравственных сил. Доступность благ нас расслабила. Это то, о чем писал ОртегаиГассет в «Восстании масс». Массы потребляют сегодня то, что раньше было привилегией небольшой прослойки. Не обладая ни благородством, ни желанием понять, откуда эти блага берутся, не стремясь работать над собой, ни за что не отвечая, они пользуются растиражированными благами, и лучше от этого не становятся. Противостояние страстям представляет собой труд и борьбу ради ясной цели. Расслабленность же — противоположное состояние. Ощущая себя заложником своих страстей, человек не должен осуждать других. Это уже путь к спасению. Борьба со страстями зависит от нас, но победа — от Бога.

Беседовала Елена Струк

808 Зажечь другого

Миссионерские записки

Дерево таким образом живет, что ст оит полить корни, и распустятся ветви. Человеческое тело таково, что ст оит пальцу опухнуть, и весь человек ходить не сможет. Совершенно по тем же законам живет и человеческое общество. Один влияет на всех, и все влияют на одного. Сложноподчиненные связи пронизывают человечество. Никогда заранее не угадаешь, как и в каком месте прорастет посев, сколько еще огней зажжется от малого огня, зажженного тобой.

Вот она и радость. Вот и утешение. Телесное око очень ограничено в способностях. Чтоб видеть дальше и глубже, нужны микроскопы и телескопы. И житейский взгляд выхватывает только то, что «здесь и сейчас». А какова дальнейшая судьба примеров, слов, идей, дерзаний и усилий, пока не видно.

Вот как грамотно, со знанием дела, сердечно излагает православную веру епископ Каллист (Уэр).Но кто мог предвидеть это, когда он, еще юным студентом, вошел «случайно» в православную церковь и стоял за литургией, которую служил архиепископ Иоанн (Максимович)? А ведь тогда-то все и началось.Вот как много трудов взял на свои плечи иеромонах Серафим (Роуз), пробуждая спящих от сна, защищая веру отцов, обличая козни врага. А ведь тоже все началось в православном храме, куда он зашел «случайно» и почувствовал, что двери за спиной закрылись, а сердце сказало: «Ты дома».Христианское просвещение Эфиопии началось с того, что евнух, хранитель царской казны, читал в колеснице книгу Исаии. Читал и не понимал, что читает. И апостолу Филиппу было велено ангелом пристать к колеснице и начать разговор. И потом был недолгий совместный путь, и проповедь о Иисусе, и крещение в первом встречном источнике воды. И дальше ангел унес Филиппа, а новокрещенный евнух в радости продолжил путь домой. Там, дома, его уже ждали люди, которых он должен был научить и привести к вере (См.: Деян. 8: 26-40).Один начинает дело и не видит еще, даже не предчувствует будущих плодов. Но начинает с верой в будущую пользу и с надеждой на сильного Бога. А дальше, вопреки закону энтропии, начатое движение не погасает, не сходит на нет, но, словно вечный двигатель, набирает обороты и движет иные души.По всем земным расчетам христианство могло закончиться вместе с земной жизнью тех, кто лично видел и слышал Иисуса. Это - по земным расчетам. А оно не закончилось, набрало силу и заканчиваться не собирается. Вот и Наполеон в ссылке размышлял о Христе и удивлялся: как это за Него жизнь отдавали, Самого в глаза не видя, но только веруя? За Наполеона ведь тоже на штыки и под пули шли, но для этого надо было обожествляемого императора лично видеть в клубах дыма, на холме, командующим сражением. А тут - только по зову сердца, только по вере, и - на смерть. Да не одиночки, а миллионы. Да не в древности только, а всюду, и даже до сего дня. Как тут усомниться в истинности Евангелия и во всесильной помощи Святого Духа? Никак невозможно усомниться, если только задуматься.Вот и мы, поддаваясь мирскому духу, разрешаем себе думать, что христианство выветрилось и потеряло силу. И, уверовав в эту ложную мысль, перестаем сами гореть и зажигать других. А ведь стоят на наших службах - непременно стоят - Алеши Карамазовы, жадно ловят каждое слово и смотрят не по сторонам, а внутрь, туда, где колеблется и горит огонек веры. В нашем деле ведь всего-то и надо порою, что, зажигая чужие светильники, зажечь и тот один, который ярче всех разгорится.