3. О том, что дары предлагаются Богу как начатки человеческой жизни

4. Почему нужно было, чтобы дары служили начатками человеческой жизни

5. Почему полагается не весь хлеб, но вырезается особая часть

6. Почему над хлебом священник изображает страдания Христовы

7. В чем состоит воспоминание Господа

8. О том, что совершается над хлебом

9. Для чего Господь повелел творить это в Его воспоминание

10. О том, что говорится при приношении даров после воспоминания (Господа); также о том, что это приношение есть вместе и благодарственное, и просительное11. Для чего дары покрываются и что при этом говорится12. О начальном славословии13. Что значит постоянное моление о милости14. О предании (себя Богу)15. Об антифонах и произносимых в продолжение их молитвах16. Знаменование священнодействия в общем очертании17. Изъяснение первого антифона18. Что означают пророческие изречения, поемые в начале священнодействия19. Изъяснение третьего антифона20. О явлении Евангелия и о Трисвятой песни21. О молитве, читаемой во время пения этой песни, и о священных возглашениях22. О чтении Писаний, порядок их и знаменования23. О прошениях, следующих за Евангелием24. О внесении честных даров в алтарь25. О том, что совершается по внесении даров, о молитвах и наставлениях священника народу26. Об исповедании веры и о том, к чему после него священник увещевает верных и о чем молится, и что они отвечают ему27. Об освящении даров и о предшествующем ему благодарении28. На каком основании мы несомненно веруем в таинство29. О том, в чем латиняне относительно этого укоряют нас, и ответ на их укоры30. О том, что и в Латинской Церкви таинство Евхаристии совершается таким же образом31. Почему священник призывает освятить дары не Сына, а Отца32. О самой жертве и о том, над чем совершается жертва33. О молитвах после жертвоприношения и о том, по какой причине здесь воспоминаются святые, особенно же Пресвятая (Богородица)34. О том, как священник молится о Святых Дарах про себя и о чем повелевает молиться верным Иоанн МейендорфСВЯТООТЕЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕОдной из крупнейших фигур XIV века помимо святителя Григория Паламы был Николай Кавасила. Он родился в 1332 году в знатной семье - его дядя Нил был архиепископом Фессалоник. Точных сведений о жизни Кавасилы имеется мало. Известно, что он был секретарем при императоре Иоанне Кантакузине и одновременно подвизался на дипломатическом поприще. Известно также, что впоследствии он удалился в монастырь, где посвятил себя духовным писаниям. В священном сане он не состоял, принадлежа к славной восточной традиции богословов-мирян. В трудах Кавасилы мы находим толкование всей традиции Григория Паламы, хотя он и пользуется иной терминологией.Кавасила оставил нам два основных труда: "Жизнь во Христе" и "Объяснение божественной Литургии". В первой книге содержится объяснение смысла таинств : Крещения, Миропомазания и Евхаристии. Название второй говорит само за себя. В ней автор, следуя устоявшейся традиции, объясняет Литургию как символическое воспроизведение жизни Христа. До Кавасилы такие комментаторы, как патриарх Герман (VIII век), объясняли символически любую литургическую деталь. На этом пути достаточно простора для человеческого воображения: одна и та же деталь может толковаться несколькими различными способами и можно приписать чему угодно какое угодно значение. Кавасила существенно отличается от своих предшественников тем, что он не настаивает на детальном символическом объяснении Литургии. Вместе с Паламой Кавасила принадлежит к другой школе толкователей, для которых смысл Литургии выходит далеко за рамки символического.Помимо двух упомянутых книг перу Кавасилы принадлежат несколько "Слов" или проповедей, посвященных различным святым и Богоматери. Его "гомилии" -свидетельство того, что в те времена мирянам разрешалось читать проповеди.Писания Кавасилы были известны на Западе. Они были переведены на латынь и даже имели некоторое влияние. На Тридентском соборе цитаты из Кавасилы приводились в качестве доводов в пользу догмата реального присутствия Христа в Евхаристии. В XVII веке Кавасилу цитирует Боссюэ, на него ссылались также янсенисты, в частности Арно.Систематический подход к идеям Кавасилы - дело практически невозможное. Его догматические взгляды излагаются в контексте его мыслей о духовной жизни во Христе, где мы немедленно обнаруживаем его сходство с Григорием Паламой: "Жизнь во Христе начинается в этой жизни и проистекает из нее", - такими словами открывается книга "Жизнь во Христе". Как и Палама, Кавасила настаивает на том, что благодаря Воплощению общение, знание и опыт Бога - все, что составляет духовную жизнь человека, - возможны и должны осуществляться в этой жизни:...но если будущая жизнь и приняла бы тех, у кого отсутствуют необходимые для нее способности и чувства, это не составило бы их счастья и они все равно были бы мертвы и несчастны даже в том блаженном и бессмертном мире.("Жизнь во Христе", 1, 1)