Преп. Досифей архимандрит первый принес в Россию с св. горы Афонской чин пения дванадесяти псалмов и написал ответ на предложенные ему вопросы о жизни Афонских иноков, не вполне уцелевший в рукописях. Поелику же об употреблении чина 12 псалмов упоминается уже в послании Симона к Поликарпу, то преп. Досифей должен быть признан предшественником преп. Акиндина. Неизвестно, когда принято им имя Феодосия, в малой ли, или великой схиме, только в назидательном повествовании его о жизни Афонцев по спискам он называется то Досифеем, то Феодосием. «Послушники, говорит здесь преподобный, живут (на Афоне) по воле и благословенно старца. А братия, живущие отдельно по своим кельям, держат во всю жизнь такое правило: всякий день прочитывают половину псалтири и совершают по 600 молитв: Господи Иисусе Христе! Если кто хочет прибавить, это в его воле. Сверх того полагают от 300 до 500 поклонов. Но и всякий час, сидя, ходя, лежа и занимаясь рукоделием, непрестанно с воздыханием сердечным говорят: Господи Иисусе Христе! Неумеющие грамоте совершают 7000 молитв Иисусовых, кроме поклонов и церковного правила. А более немощным - более легкое правило. Престарелым более предписывается совершать молитву Иисусову и внимание умное, а поклоны по силе. Святогорцы весьма любят молчание для Бога и бегают мятежа и бесед мирских. Скажите Бога ради и прочим братьям, кто будет спрашивать: тогда, как святые отцы на Руси имеют обыкновение прочитывать всю псалтирь в Великий пост и другие посты, Святогорцы живут не так: они одно держат правило во всю жизнь. Там каждому брату надобно иметь в келье иконостас или крест и перед ним выполнять правило. Неумеющий читать должен служить рукоделием, послушанием по службе, с отсечением своей воли».

По летописи, блаж. Акиндин архимандрит в 1231 году был на посвящении Ростовского епископа Кирилла. Блаж. Симон епископ называет его «мужем святым». О ревности его к жизни духовной свидетельствует то, что приказал он благочестивому и наблюдательному Поликарпу описать жизнь Печерских подвижников, в память и назидание черноризцам. Поликарп, как говорит он сам, исполнял эту волю блажен. игумена «в 15-й год игуменства» его. Поелику же Поликарп со скорбью замечает, что уже 160 лет прошло, как после летописца Нестора никто не писал о Печерских подвижниках, а преп. Нестор о блаженных отцах писал в летописи под 1074 т.: то 15-й год игуменства Акиндинова падает на 1234 год, первый же год его - на 1219 год, и Акиндин был преемником блаж. Досифея - Феодосия.

Св. Лукиан пресвитер, «в священстве и иночестве благочестно пожив», претерпел мученическую смерть при нашествии Батыя в 1239 г.

Подобно св. Лукиану муки терпел за веру преп. Памво. По древнему известию, Памво, «на послушании монастырском пойманный от поган, много от них пострада, не хотячи Христа отврещися, молвил им, иж ваши боги прокляти суть, а я верую во Христа истинного Бога, Который сотворил небо и землю; Той и мене избавить от рук ваших. Ангели визволили (освободили) его от уз и здравого в келье посадили». Тропарь преподобному: «неленостным послушанием и отвержением воли своей крепко себя обуздав, вдался еси за Христа на муки и раны: от Него же сугубо, всечестне отче Памво, венчався, молися о душах наших».По этим известиям, преп. Памво, не упоминаемый Поликарпом, терпел страдания за веру от Татар язычников. По всей вероятности это было в 1240 г. - когда иноки, затворившись в пещерах от врагов, вынуждены были послать Памву за пищею; как ни велика была опасность, Памво принял на себя дело послушания, но был схвачен Татарами, которые подвергли его мукам. Освобожденный чудесно от смерти, он почил в затворе в 1241 г.

Преп. Игнатий с 1435 г. архимандрит лавры «за святое житие», говорит о нем древнее известие, «получил от Бога дар чудес, - молитвою своею исцелял он многих недужных, - кому давали просфору, освященную в служении его, получал тот исцеление». Кондак ему: «проходя, всеблаженне, добродетелью от силы в силу и всех с тобою сущих превозвышая, всем служил еси, Игнатие, и угождал, - тем избран всем в дому Божия Матери сущим в старейшину и вождя, в чесом паче Господеви благоугодил еси, стадо Его доброе упас; молися о нас, чадах твоих».

О преп. Евфимие схимнике иеромонахе Кальнофойский пишет, что ременным крестом его благословляются приходящие к нему и некоторые больные получают исцеление; а в ркп. святцах называется он иеросхимником и молчальником. По древней записке, «як в схиму постригся, негды ни с ким, ни мало, ни велико, не мовил, окроме молитвы в церкви и в келии; жадна теж покорму (никакой пищи), который огнем роблен, не идал, окроме сурового зелия». Преп. Панкратий священник и чудотворец, говорит та же записка, молитвою и постом и помазанием елея исцелял больных и, нелениво подвизаясь для спасения своего, угождал Господу. Кондак ему: «в постницех явился еси велик, во иереях же нарочит и в чудотворения дарах показася славен, священне отче Панкратие; тем тя чтим и ублажаем».

Из диаконов ныне открыто почивают: Акила, Макарий и Мартирий. По древней записке, «преп. Акила не только не вкушал никогда вкусной пищи, приправленной или вареной, но и суровой ел мало; пищею служила ему просфора, вкушаемая раз в неделю». В кондаке еще сказано, что при таком посте «он был тверд в бдениях молитвенных». Преп. Макарий, будучи больным ребенком, обещан был Богу, если выздоровеет, и по выздоровлению отдан был Печерским отцам; обученный в монастыре всему доброму, удостоился монашества и Диаконства; в этом звании еще усерднее служил он Богу постом и молитвою и сподобился дара чудес. «Мартирий диакон», по древнему известию, «за великую чистоту и постнические подвиги удостоен был диаконства и дара чудес. За кого молился он стоя на амвоне, испрашивал тому нужное, или здравие или благую мысль; бесам был страшен и издали, и прогонял их молитвою; после долгих подвигов и трудов переселился к Богу, Которому служил». Кальнофойский писал: «тело св. инока Мартирия диакона, поныне почивающего в стихаре».

в) С именем чудотворцев покоятся преп. Агафон, Григорий, Ипатий и Моисей. По древней записке, преп. Агафон «за постническую жизнь сподобился такого дара, что на какого больного возлагал руку, получал тот исцеление; он имел и дар пророчества, знал о времени своей смерти». Лавра молит его: «Агафон блаженный, красота постников, пророк не ложный, целитель больных! Скажи нам нечувственным, нет ли в нас пути беззакония, и наставь нас твоими молитвами на путь вечный». Пищею преп. Григория, во всю жизнь служила невареная трава; он давал эту траву приходившим к нему и больные исцелялись. «Преп. Ипатий целебник служил святым отцам во времена болезни их; молитвенник и постник, он получил от Бога такой дар, что прикосновением руки исцелял больных; и ныне кто в болезни притекает к мощам его, получает исцеление». Пр. Моисей чудотворец, желая представить тело свое чистым Богу, старался умерщвлять его разными способами: носил на голом теле железный пояс и железный крест, который устроил себе сам; за такие подвиги и труды удостоился дара чудес. Кальнофойский пишет: «преподобные двое, во Св. Духе братия, Мартирий и Моисей положены в одном гробе, целые в святых телах своих». Ныне они покоятся отдельно.г) В затворе приобрели спасение: преп. Афанасий, Анатолий, Кассиан, Лаврентий, Пафнутий, Пиор, Софроний у Кальнофойского и по ркп. святцам еще Исидор. - Кондак преп. Афанасию: «ведый Мира сего суету быти тщетну, отвратился еси ея не только очима, но и всего себе всеконечне, преподобие, отвратив, затворился еси в темней пещере, в ней же в молитвах и слезах многовременне потруждся и обрет на небеси бесконечную радость, молися непрестанно за души наша». По древнему известию, «тому без свечки небесная (духовная) светлость светила, - исцеление подает, кто с верою приходит». По тому же известию, «преп. Кассиан, затворник и постник трудолюбивый, святым послушанием принудил бесов исповедать, что в Печерском монастыре много есть таких иноков, которые могли бы прогонять бесов, и что бесы сильно боятся святых Печерских». У Кальнофойского сказано: «лежат мощи святого инока и постника Кассияна». У Гербиния преп. Кассиан также называется постником. Преп. Лаврентию тропарь: «затворивый себе Господа ради в темней пещере, преп. отче Лаврентие, многолетне и Ему добре в ней угодивый, подаждь и нам от всякого зла чувствия затворити и тмы страстей отвратитися и светлость получити Царствия Небесного». «Преп. Пафнутий затворник», по древнему известию, «зоставши законником (иноком), беспрестанно плакал, воспоминаючи себе, иж придет час, когда душа с телом разлучатися будет; где станут ангелы? Кому душа достанется? и який декрет (решение) Христос учинит? где мает душа достатися, чи до неба, чи до пекла? В котором плачу содержась аж до смерти, а умираючи видел хоры ангелов, которые по его душу пришли и в небо запроводили». Преп. Пиору тропарь: «затворивыйся, Богоблаженне Пиоре, в месте темне и отнюдь света сего и всяких плищий (тревог) в нем сущих зрети не хотевый, света же днесь невечернего яко сподобился, моли и нам светом тем же озаритися». У Кальнофойского замечено: «мощи преп. старца и отца нашего Пиора; только ноги видны, а прочее тело засыпала земля». Преп. Софроний затворник, по древнему известию, каждый день прочитывал псалтырь, всегда носил власяницу и еще носил на теле железный пояс.Постники: Вениамин, Захария, Зинон, Иосиф; схимники: Силуан и Сисой, у Кальнофойского старцы: Евлогий и Даниил. По древнему известию, преп. Вениамин «был купцом великим. - Той единого часу в церкви слухаючи пильно (внимательно) набоженства (благочестие) церковного, почул оное слово с псалма: погубиши вся глаголющия лжу, взял себе тое в память, мовячи: если Господь Бог погубит глаголяших лжу, то и купцов, бо купечество без лжи не может ся обойти; а потом, почувши слово, яко не удобь богатии внидут в Царствие Небесное, раздал все имение нищим и на церкви и зостал иноком, угождаючи Господу Богу в постах и молитвах аж до смерти». Кальнофойский пишет: «святый отец Вениамин лежит в осмоленной колоде». Преп. Захария, постник, постановил «себе до смерти ничего печеного, а ни вареного, не исти, тылько суровие ярены (зерны ярового хлеба) и то раз в день, мало, по заходе солнца, едал, и так був страшный бесам, же имя его гды кто спомнил боялись: той и ангели часто видал». «Преп. Зинон, постник и трудолюбец, многими добродетельного иноческого жития подвиги, постом, молитвами, смирением, послушанием благоугоди Богови». Кальнофойний писал: «почил после трудов своих благословенный инок Зинон; в теле целом лежит». Преп. Силуану тропарь: «многого ти ради воздержания и безмерного пощения приемый благодать чудотворения и к Богу велие дерзновение стяжавый, постником красота, Силуане, Тому молися, да подаст нам мир и вели милость». Древнее известие говорит, что раз «злодее прийшли красти; молитвою связал он, же не могли рушитися (двинуться) с места чрез три дни, а потом оных наказавши и до покаяния приведши, пустил». По канону, преп. Силуан «ревнитель чистоты и хранитель садовый, татей - плоды окрасти хотящих» связал. Преподобный Сисой схимник, живя в пещере постнически, постом и молитвою усмирил чувственные страсти; он узнал день преставления своего и ныне подает исцеления приходящим с верою. По ркп. святцам, он был канонархистом и конечно прежде, чем принял схиму. Преп. Иосиф болезненный, много лет хворая, обещался служить в Печерском монастыре до смерти, если Господь поднимет его. Бог услышал его и он выздоровел: поступив в монастырь, усердно трудился до смерти, угождая Господу Богу постом и молитвою и служа братии. Правая рука почившего преп. Иосифа остается в положении молящейся: три первые перста соединены вместе, два последние, безъименный и малый, пригнуты к ладони.д) Канонархисты: Геронтий и Леонтий, «в младых летах постриглися в образ иноческий и жили угождаючи Господу Богу в постах и молитвах, подобячися совершенным святым отцем».е) Странническую жизнь проводил преп. Аммоний, полное бескорыстие стяжал Мардарий, молчанием спасался Феодор, Паисий и Меркурий жили в братской любви. Преп. Аммоний, по словам кондака, много странствовал в жизнь свою. По древнему известию, «за благословением игумена ходил до Святой горы и до Иерусалима, кланяючись местам святым и ревнуючи житию святых великих отцев, а потом вернувшися, так жил святобливо (свято), иж за него многие вызорунок (образец) жития иноческого брали у старости». Преп. Мардарий, по ркп. святцам «нестяжательный», по древней надписи «бескелейный». С тех пор, как стал он иноком, «не только старался хранить пост, молитву и послушание, но приучил себя полному бескорыстию, так что ничего не хотел держать в келье своей, кроме одежды, которую носил на себе». Преп. Паисий и Меркурий «жили в братской любви и просили Господа, чтобы нигде не разлучал Он их. Господь дал им по молитве их: на земле жили они в одной келье и по смерти положены вместе, и на небе наслаждаются вместе радостью у Христа Господа». Любовь не умирает, сказал Апостол.ж) Трудолюбивые: Арсений, Логгин вратарь, Нестор некнижный, Павел и Руф послушливые. О пр. Арсении древнее известие говорит, что «его никогда не видали праздным, а всегда то молился он, то выполнял послушание монастырское; пищи не принимал никогда прежде захождения солнца». По словам Кальнофойского, «лежит над другим в пещере». Преп. Логгин исполнял послушание вратаря; «он имел, по древнему известию, такой дар от Господа, что знал мысли людей, с какими кто входил в монастырь и с какими выходил; кого видел с дурными мыслями, напоминал тому, чтобы отстал от злой мысли своей, грозя ему гневом Господа Бога». Преп. Нестор, по древнему известию, «не книжный, не тот, что написал летописец о Руссии, а другой; этот был неученый и рода простого. Оставив свет и хлопоты мирские, так горячо служил Господу, что, слушая благочестивые поучения, никогда не дремал, молясь не думал ни о чем другом, как о Боге и о том, что говорил языком; день от дня стараясь быть лучшим, он видал при молитвах ангелов и Самого Христа, и узнал день смерти своей». Преп. Павел послушливый, приняв на себя иноческий образ в Печерском монастыре, безропотно выполнял послушание, какое ни назначал ему настоятель, и никогда не был праздным, во время свободное от послушания усердно молол жерновами, изнуряя тело свое. Преп. Туфу послушливому кондак: «честна смерть твоя, преподобне Руфе, пред Господем; честне бо и преподобне жизнь твою в послушании святом препроводил еси; - тем тя почитаем, яко послушником образ и наставника». По древнему известию, выполняя послушания, постоянно заботился быть лучшим. Почил в затворе.з) Князь Феодор и Тит-воин почивают также нетленные. По древнему известию, «преп. Тит воин, когда на войне пробили ему голову, пришел в монастырь; здесь плакал он о грехах своих до смерти; пред смертью дано ему знать, что Господь простил грехи его». Князь Феодор Васильевич (а не Данилович) Острожский, по летописям, усердно строил и украшал храмы православные на Волыни, тогда как папизм домогался разрушать их. Искренний христианин и ревностный сын православия, кн. Феодор был мужественным защитником православных против насилий папизма. Когда Ягелло, отступник от православия для Ядвиги, стал теснить св. веру и права Русских, к. Феодор, по словам современного Польского историка, «самый храбрый из всех князей Литвы и России и самый опытный в военном деле», приняв сторону низверженного защитника православных Свидригайлы, в 1432 г. несколько раз разбивал Поляков, взял Смотричь и едва не уничтожил Польскую армию. В следующем году взял он Луцк и Каменец. - Победы его вынудили Ягелла оградить законом свободу православия, сравнять Русское дворянство с Польским и оставить без исполнения замыслы, неприязненные православию. Когда же Ягелло переменился в отношениях своих к православию, кн. Феодор примирился с Польшею и в 1435 году, освободясь из рук жестокого Свидригайлы, осыпан был милостями Польши. По всей вероятности после жаркой битвы с Татарами 1438 г., когда, по словам современника, «пал цвет Русского дворянства», кн. Феодор удалился в Печерскую обитель и сменил княжескую мантию на иноческое вретище. Древнее Печерское известие говорить о нем: «оставиши прелесть мира сего и княжескую славу, взяв на себя святое иночество, крепко подвизался он для спасения своего до самой смерти»; по древнему кондаку, бывший князь отличался «смиренным послушанием и безмолвным житием»: какой контраст с прежнею, ни от кого независимою и шумною жизнью! Подлинник изображает его: «преп. Феодор князь Острожский - надсед; брада - наконец космами, власы с ушей; на плечах клобук черный; риза преподобническая; руки накрест держит у сердца».