Преставление блаж. Георгия Шенкурского 46

26-ГО ЧИСЛА 46

Пр. Иоанникия Чернорецкого 46

29-ГО ЧИСЛА 48

Память св. Василия, митрополита Захолмского 48

30-ГО ЧИСЛА 48

Св. новомученицы Аргиры 48

ПРАЗДНИКИ ПЕРЕХОДЯЩИЕ 49Неделя Святой Пасхи, или Воскресения Христова 49ПРИЛОЖЕНИЕ 535-го числа 53Святитель Иов, Патриарх Московский и всея Руси 5330-го числа 77Святитель Игнатий Брянчанинов, епископ Кавказский и Черноморский 77 1-ГО ЧИСЛАПреподобного Прокопия ЧешскогоПрокопий, сын благочестивых родителей, именитого рода, живших в Богемии (в конце Х-го и в начале ХI-го века), родился в селе Хотиш; с детства был обучен Славянской грамоте и потом имел возможность изучить науки, преподаваемые на Славянском языке. Кончив учение, по желанию своему, поступил в духовное звание и, получив сан священника, ревностно распространял и поддерживал православное христианское учение. Впоследствии, оставив мир; предался отшельническим подвигам в пустынном уединении. Здесь, однажды, нашел его в пещере герцог Ульрих, охотившийся за зверями в глухом лесу. Герцог с участием отнесся к отшельнику, вступил с ним в беседу и, узнав о желании Прокопия, чтобы здесь была выстроена церковь во имя св. Иоанна Предтечи, охотно исполнил желание отшельника, и таким образом было положено основание обители на р. Созаве (около 1012 г.), которая стараниями Прокопия и пособиями герцога скоро пришла в цветущее положение. Преемник Ульриха — король Брячислав также покровительствовал этому монастырю. Не смотря на это, Прокопию трудно было поддерживать православие в борьбе против влияния папистов и много оскорблений приходилось ему принимать от них.Незадолго до кончины своей Прокопий предсказал братии, что вскоре наступит гонение на них, но чтобы они не унывали, так как оно будет непродолжительное. Так и случилось. Прокопий преставился 1-го апреля 1053-го года, а в 1055-м году "Созавских иноков осыпали разными поношениями; внушая князю (Спитигневу) разные выдумки и клеветы, говорили ему, что Славянскою письменностью вводится ересь, и они совсем испорчены лицемерием; потому надобно выгнать их и ввести Латинского аббата с братьями его".И православных иноков выгнали и поместили в обители Немецких ксендзов. Но король Вратислав в 1061 г. возвратил изгнанников в их обитель, и даже обратился к папе с просьбою, чтобы он своим голосом утвердил Славянское Богослужение. В ответ на это папа (Григорий VIII) отвечал королю: — "ваше высочество просили, чтобы совершалась у вас служба на Славянском языке; мы никак не можем быть благосклонны к вашей просьбе. Мы убеждены, что не напрасно угодно было Богу, чтобы некоторые места свящ. писания были сокрыты и чтобы оно не всем было ясно и понятно, дабы через то не пришло в пренебрежете, или худо-понятое не ввело в заблужденье. Потому, не смотря на ваше требование неблагоразумное, повелеваем властью блаженного Петра и во славу Божью — противостать суетной дерзости[i] всеми силами.Однако Вратислав не обратил внимания на волю папы: Славянская служба продолжалась в Созавской обители (см. подр. 16 Сентября).Св. Мелитона, еписк. Сардийского, в Лидии, Малой АзииДля получения понятия о личности сегодня вспоминаемого св. Церковью епископа Мелитона — не ближе ли всего и не доступнее ли всего будет познакомиться с его образом мыслей, который выражается, например, в письме его к Римскому императору Антонину:"Бесстыдные доносчики, — пишет между прочим св. Мелитон, — жадные до чужого, находя благоприятный для них повод в императорских указах, явно разбойничают, днем и ночью грабят невинных людей... Если это делается по твоему повелению, пусть делается в порядке; но быть не может, чтобы император справедливый захотел несправедливого. Мы охотно получаем награды за такую смерть, но просим тебя об одном, чтобы ты сам наперед узнал подвижников такой твердости... наша философия первоначально процвела среди варваров; потом — в могущественное правление Августа, предка твоего, встретилась с подвластными ему народами и — стала добрым покровом для твоего царства".Напомнив потом, что христиан гнали только такие люди, как Нерон и Домициан, продолжает: "мы не чтим камней бесчувственных, но чтим Единого Бога, Который, прежде всего и выше всего, и Христа Его — истинного Бога, предвечное Слово. Трудно вводить на путь истины того, кто долгое время находился в заблуждении."Но это — возможно. Кто понемногу начинает признавать заблужденье, тот начинает вспоминать об истине. Некоторые думают, что если они заблуждаются вместе с другими, то не оскорбляют правды. Нет, не могу извинить их. Если велика глупость одного, тем тяжелее глупость многих. Глупостью называю, если человек отступает от истины и принимает то, чего нет. Действительность же подлинная есть то, что есть Бог. Все существует Его силою; Он не создан и не начинал быть, Он — от вечности и до века. Он пребывает неизменный, когда все изменяется, незрим очами, необъемлем умом, неизобразим словом... Если же кто, отступая от света, называет Богом что-либо другое, он признает тварь Богом. Что такое — боги языческие? Умершие люди. Что такое идолы? Дерево или металл. Стыдно свободному уму служить такой осязаемой лжи. Стыдно не узнавать Того, Кого так не трудно узнать и в душе своей и в целом мире. Некоторые говорят: мы чтим то, что предали отцы. Зачем же дети бедняков или людей необразованных снискивают богатство или образование? Зачем дети слепцов видят, и дети хромых ходят? Нет, правда не требует того, чтобы человек следовал предкам, худо жившим; она требует, чтобы отступил он от их пути, чтобы не погибнуть, как они. Если отец твой шел прямою дорогою, иди и ты; но если шел худым путем, уклонись от того пути и иди прямою дорогою, тогда и дети твои пойдут за тобою. Скорби о том, что отец твой был в заблуждении, — эта скорбь может быть полезна ему. А детям твоим говори: Бог есть Отец всем, Бог — без начала и не создан, все подчинено воле Его. Если этому научишься, о император Антонин, и с тобою дети твои, — передашь им в наследство сокровища, которые не погибают, спасешь душу твою и души детей твоих от того, что случится со всеми обитателями земли на праведном суде".