Явясь по воскресении Своем Mapии Магдалине — одной, Господь вторично явился ей же и другим женам, когда они, по повелению Ангелов, со страхом и радостью великою спешили возвестить Апостолам о воскресении Господа. Воскресший встретил и приветствовал их: "радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня". Они возвестили Апостолам о воскресении Господа, но ученики не поверили женам (Мф. 28:1—11. Лк. 24:9—11). Как жена первая из прародителей пала в грех и услышала от Бога: умножая умножу скорбь твою" (Бт. 3:16), так жены первые из верующих во Христа узрели Воскресшего и вкусили радость воскресения!

Третье явление Иисуса Христа по воскресении, упомянутое в Евангелии, было Ап. Петру, который слезами сердечного сокрушения во время страданий и смерти Спасителя омыл свое троекратное отречение от Него. Но обстоятельства этого явления не раскрыты в Евангелии (Лк. 24:34. 1 Кор. 15:5).

Четвертое по Евангелию явление было Клеопе и другому ученику. В самый день воскресения Господнего около вечера, Клеопа и другой ученик шли в селение — Эммаус, отстоящее от Иерусалима стадий на 60 (около 5 слишком верст), печально беседуя о недавних приключениях, бывших в Иерусалиме с Иисусом Христом. К ним приближается и продолжает с ними идти воскресший Господь; но Апостолы не узнают Его. На вопрос Господа: о чем они беседуют и от чего печальны? Клеопа, называя Иисуса Христа пророком сильным в деле и слове пред Богом и всеми людьми, поведал неузнанному своему спутнику о распятии Господа и о распространившемся уже известии, что Он воскрес. Выслушав слова Клеопы, спутник, обличив несмысленных и косных сердцем, "еже веровати о всех, яже глаголаша пророцы", и начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Христе во всем Писании. Дошел до селения, в которое шли ученики, их Спутник дал им заметить, что хочет идти далее. Но ученики упросили Его войти с ними в дом. Здесь возлег Он с ними и, когда приял хлеб, благословил, и, преломив, подавал им, у них отверзлись очи, и они узнали воскресшего Спасителя, и свою веру в Него исповедали своим свидетельством о Божественной силе слова Его на сердце их. Ибо, по признанно их, сердце их горело благодатным огнем, просвещавшим, согревавшим и услаждавшим их. Но Господь, явив Себя Луке и Клеопе, стал невидим. В тот же час ученики возвратились в Иерусалим и нашли собрате единонадесяти Апостолов и бывших с ними. Церковь Христова беседовала, "что Господь истинно воскрес", Лука и Клеопа поведали, "о происшедшем на пути, и как" Воскресший Господь "был узнан ими в преломлении хлеба" (Лк. 24:13—35).

Между тем, как ученики беседовали о явлениях воскресшего Господа, Он Сам явился среди них в горнице, коей двери заперты были, и приветствовал: мир вам. Это было пятое явление Господа по воскресении. Ученики смутились и испугались, думая, что видят духа. "что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? " - говорит им Господь. "Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И, сказав это, показал им руки и ноги и ребра Свои". Ученики обрадовались, видя Господа. Когда же от радости они еще не верили и дивились, Он вкушает пред ними поданные Ему рыбу и мед; отверзает Апостолам "ум разуметь Писание"; предназначает их быть свидетелями исполнения пророчеств о Нем, — свидетелями страданий, смерти и воскресения Его; обещает облечь их силою свыше для учения, тайнодействия и управления; вторично говорит им: "мир вам", и под образом дуновения подает им Св. Духа (Лк. 24:36—40. Иоан. 20:19—23).

Сии пять явлений Иисуса Христа воскресшего относятся к неделе Пасхи. Итак, воскресшего Господа, в первый день воскресения Его узрели и веровали в Него Пресв. Дева Мария, жены мироносицы и все ученики Его, кроме Ап. Фомы. По воскресении Своем Господь являлся в продолжение 40 дней — многим, и однажды явился более пятистам человек (1 Кор. 15:6). Одной истине свойственно иметь таких и стольких свидетелей!

Воспоминанию славного воскресения Иисуса Христа из мертвых посвящен Церковью светлый праздник Пасхи. Пасха наша, по словам Писания, есть Сам Господь наш Иисус Христос Своим пречистым и всесвятым Телом и Кровью (1 Кор. 5:7). Слово Пасха — есть Еврейское, значит прехождение и избавление. Ибо первоначально праздновала Пасху Церковь Ветхозаветная в память того, что ангел, посланный от Бога погубить Египетских первенцев, "прешел" мимо жилищ Евреев и тем "избавил" их от смерти и рабства Египетского (Исх. 12:23—27). Равно и для христиан Пасха значит прехождение со Христом, избавление и преведение Им верующих от смерти к вечно блаженной жизни. "Великая и священная Пасха, говорит Св. Григорий Богослов, называется у Евреев Пасхою на их языке, где слово сие значит прехождение — исторически по причине прехождения и переселения Израильтян из Египта в Хананею, а духовно по причине прехождения и восхождения от дольнего к горнему".

Бл. Августин пишет: слово Пасха есть Еврейское и значит прехождение от смерти к жизни, как говорит и Сам Господь: "слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь" (Иоан. 5: 24). И в другом месте Евангелист Иоанн, изъясняя Пасху, говорит, что Господь совершил Пасху с учениками Своими, "потому что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу" (Иоан. 13:1). Итак прехождение от настоящей смертной жизни в иную бессмертную и блаженную прославляется в страдании и воскресении Господа". Также и в священных песнопениях Церкви говорится: "Пасха, Господня Пасха, от смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас преведе, победные поющие. Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечного начало". В синаксаре на Пасху говорится: "Пасха преведение толкуется. Она есть день, в который Бог в начале превел мир из небытия в бытие; день, в который Бог, преведши Израильтян сквозь Чермное море, исхитил от рук фараоновых; — в который, сошел с небеси, вселился во утробу Девы, и ныне, исхитив род человеческий из ада, возвел и привел на небеса к древнему достоянию нетления". Поелику Иисус Христос, наша Пасха, прешел и нас превел и избавил от смерти к блаженной жизни Своею смертью и воскресением, то Пасхою называли иногда неделю Страстную и Светлую, — неделю страданий — Пасхою крестного (Πάσχα σταυρώσίμον), неделю воскресения — Пасхою воскресного (Πάσχα άναστάσίμον). По церковному расположению недель И ныне между седмицами Страстной и Светлой находится один воскресный день; поэтому сии седмицы доселе составляют как бы одну неделю, которая, начинаясь воспоминанием страданий и смерти Христа, оканчивается торжеством воскресения Его и называется. Великою в этом смысле великая и святая неделя Пасхи, т. е. неделя страданий и воскресения Христа, между прочими неделями церковного года есть то же, что день воскресный между прочими днями седмицы. В смысле же обыкновенному под именем Пасхи издревле разумеется собственно Светлая неделя воскресения Христова. "Во святую и великую неделю Пасхи празднуем самое живоносное воскресение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа" говорится в синаксаре в неделю Пасхи, согласно с Апостольскими Постановлениями.

Пасха Ветхозаветная была парообразованием христианской. Народ Богоизбранный праздновал Пасху в память избавления своего из Египта, "закалая" в жертву агнца непорочного, не имевшего никаких телесных недостатков (Исх. 12:5): так мы празднуем Пасху в воспоминание искупления рода человеческого страданием, смертью и воскресением непорочного и чистого Агнца (1 Петр. 1:19), Который есть агнец Божий, вземляй грехи мира" и невинно закланный за нас (Иоан. 1:29), и есть собственно "пасха наша" (1 Кор. 5:7). Древний Израиль праздновал Пасху в память избавления своего от рабства Египетского: новый Израиль торжествует Пасху в воспоминание своего избавления "от рабства" дьяволу и греху. Пасха преобразовательная состояла в едении плоти пасхального агнца: наша Пасха состоит во вкушении агнца Божьего — Его пречистого Тела и Крови. Не сокрушая костей — ели древле прообразовательного Пасхального агнца (Исх. 12:10): и у агнца Божьего — Христа "не перебили у Него голеней" (Иоан. 19:33—36). Избавленные от тяжкого ига Египтян смертью первенцев их, потомки Авраама шли чрез пустыню в обетованную землю, кипящую медом и млеком: христиане — духовные потомки отца верующих, искупленные драгоценной Кровью Христа, должны "текти" чрез пустыню мира сего к вечному небесному наследию.ПРИЛОЖЕНИЕ5-го числаСвятитель Иов, Патриарх Московский и всея РусиСвятейший Патриарх Иов, в миру Иоанн, родился в Тверской земле в городе Старице, в семье благочестивых посадских людей. Согласно Тверскому патерику, мать Патриарха Иова впоследствии приняла монашество с именем Пелагии и являлась местнопочитаемой подвижницей XVI века в старицкой Вознесенской церкви.О ранней юности будущего Патриарха достоверных сведений не имеется, хотя можно предполагать, что Иоанн родился в 30-х годах XVI века. Первые духовные наставления отрок Иоанн получил от иноков и игуменов Старицкого Успенского монастыря.Родители Иоанна хотели женить его, но душа юноши была расположена к иночеству, и он удаляется в Старицкий монастырь.