Если же Оно (Бог-Слово) действительно рождается и происходит, то и отделено, в ипостасном Слове, но и пребывает внутри родившего, т. е. внутри Отчего лона, должно думать,

и проходит чрез весь мир,

и все все наполняет без Отца,

и с Отцом Само все находится;

переходит же Оно, конечно, действиями, и перехождение (Его) мыслится чрез озарение.

Ты слышал ведь, что Оно и ходит и пребывает [на месте], и отвращает лицо и обращает, нисходит и опять восходит, «приходит и обратно улетает, и многое другое, (касающееся) Божественного действия, возвещают все Божественные Писания, что изрек Всесвятой Дух, неизреченно исшедший от Отца и чрез сына ниспосланный людям:

не неверным, не славолюбцам,

не риторам, не философам,не тем, которые изучили эллинские сочинения,не тем, которые прочли внешние писания,не тем, которые упражнялись в сценических представлениях,не тем, которые говорят много и красно,не тем, которые произносят великие имена,не тем, которые приобрели дружбу славных,не тем, которые содействовали действовавшим бесчестно,не тем, которые приглашают и приглашаемы бывают,не тем, которые потешают и потешаются;но нищим духом и жизнью, чистым сердцем и телом, стяжавшим простое слово и еще более простую жизнь и простейший образ мыслей, бегающим славы, как огня геенского, и от души ненавидящим льстецов, ибо Дух не принимает лести и не выносит слышать о том, чего нет; взирающим на одну только славу души и на спасение всех братий и (даже) в малом сердечном движении не питающим сочувствия к чему-либо мирскому, к похвалам, например, или славе человеческой, или всякому другому удовольствию или страсти.Ибо они мертвы, смиренны духом и сердцем, кротки и ревнители о Господе.Они нечестивы для нечестивых и благоухание жизни для избранников Господних.Они (даже) и блудники для блудных сердцем и равноангельные для девственных душою.Они и среди славы смиренны и в бедности славны,они нищету считают как бы царством и царство как бы нищетою.Они, вкушая (пищу), находятся в воздержании и, постясь, насыщаются всяким видом (ея).Они не снисходят к неправде и не могут презреть угнетенного и притесняемого богатыми.Они не стыдятся лица человеческого, ибо видят лицо Господне.Они не смягчаются сердцем чрез дары и не презирают закона справедливости, ибо имёют неотъемлемое богатство и все, что в миpе, считают как бы навозом.Имея учителем Духа, они не нуждаются в научении от людей, но, озаряемые светом Его, созерцают Сына, видят Отца и поклоняются Троице лицами, Единому Богу, соединенному естеством несказанно.От Отца же опять они тайно научаются, что Сын рождается нераздельно, как Он один знает.Я же не могу изречь (этого), ибо если бы мог, то слово, конечно, могло бы выразить то, что превыше слова и ума, и все то, что вверху, стало бы внизу.Ибо если бы тварь изучила Творца и всего уразумела, каков Он, и могла высказать словом и написать; то дело стало бы лучше делателя.Оставь, человек, содрогнись, смертный по природе, и помысли, что ты произведен из небытия и, вышедши из матерней утробы, увидел мир, произведенный прежде тебя.И если ты можешь познать высоту неба, или показать, какова сущность Солнца, луны и звезд, где они утверждены и как совершают течение, будучи бездушными и бесчувственно двигаясь; или если бы ты узнал границу и меру, широту и величину самой земли, из которой сам ты взят, и на чем она ходит, и что это опять такое, или где оно совершает свой ход; если бы ты познал (все) это и для каждого в от­дельности нашел предел;и если бы ты исчислил песок морской,и мог распознать природу себя самого,