Апокалипсис описывает эти события как ряд видений, из которых некоторые—ясные и положительные, возлагающие надежду на Божие правосудие и на спасение избранных, другие — мрачные и отрицательные, указывающие на болезни и мор, которые появятся на земле из-за грехов людей. Часто мы придаем слишком много значения именно этим мрачным видениям, видя увеличение зла вокруг нас; но это происходит из-за нашего малодушия и суетности—мы не должны выпускать из виду общую картину всего происходящего.

Когда конец этого мира приблизится, тогда действительно наступит "великая скорбь, какой не было от начала мира и до ньше, и не будет" (Матф. 24, 41), "и будут гладьЕ, моры и землетрясения, войны, преслсдования, лже-пророки и лже-христы, и во многих охладеет любовь. "Но в то же самое время" "проповедано будет Евангелие всем народам, и претерпевший до конца с помощью Христа спасется", Зло и лже-религии достигнут своего апогея во время владычества Антихриста, мирового владыки, который, обещая принести мир на смятенную землю и имитируя пришествие Христа, будет управлять всем миром из возобновленного храма в Иерусалиме,

Но найдутся такие, кого он не сможет прельстить. Среди них будут два никогда не умиравших ветхозаветных пророка, которые вернутся на землю: Илия— для того, чтобы обратить евреев, Энох—для того, чтобы проповедовать всем другим народам, Краткое владычество Антихриста (три с половиной года) закончится войной и беспорядками, и среди всей этой смуты и бедствий придет Христос, предшествуемый знамением Креста; и тогда весь мир будет поглощен пламенем и обновится, а тела умерших восстанут из могил и соединятся с душами для того, чтобы предстать на суд Божий.

Вот в общих штрихах события последних времен человеческой истории, а теперь обратимся к пророчествам, которые касаются будущего России.

БУДУЩЕЕ РОССИИ

В 19 веке в России были известны многие пророки, среди них даже миряне, как, например, Достоевский, предвидевшие приход революции как результат неверия, житейской суеты и чисто внешнего исполнения обрядов, лишенных горячей и самопожертвованпой веры, которой требует Православие.

Некоторым из них это казалось ужасным бедствием, которое постигло землю Русскую. Например, наблюдая отсутствие истинной веры у многих людей. Епископ Феофан Затворник восклицал: "Через сто лет что останется от нашего Православия?"

Другие считали, что это отсутствие веры выразится в страшной революции, которая в итоге распространится по всему миру.Святой Иоанн Кронштадтский в своей проповеди, произнесенной в 1905 г., сказал: "Россия, если отпадешь от своей веры, как уже отпали от нее многие интеллигенты, то не будешь уже Россией или Русью Святой.И если не будет покаяния у русского народа — конец мира близок. Бог отнимет благочестивого царя и пошлет бич в лице нечестивых, жестоких, самозваных правителей, которые зальют всю землю кровью и слезами". (Юбил. сборник, Ютпка, 1958 г.)И действительно, мы уже и теперь видим мир, частично залитый кровью и подавленный тиранией, начавшейся в России с революции 1917 г. При этом возникает вопрос: есть ли надежда на освобождение, или атеизм поглотит весь мир и приготовит место для царства Антихриста?Но мы имеем основательные причины сомневаться в том. что будущие события развернутся так просто, уже только потому, что страна, в которой началось владычество коммунизма, переживает в данный момент религиозное возрождение, препятствующее распространению атеизма в мир. А также и потому, что Антихрист, согласно Православным пророчествам, не будет обыкновенным тираном, каким был Сталин, но будет "духовной" личностью, которая скорее будет убеждать людей, чем заставлять их признать себя силой.Святые мужи России, здравствовавшие в начале революции, сознавали, что по сути это явление апокалиптическое, и знали, что предстоит многолетнее испытание. Но они также предвидели, что будет конец и этому испытанию.Старец Алексий Зосимовский, находясь в Чудовом монастыре при выборах Патриарха, слышал, как люди плакали, и кто-то громко воскликнул: "Пропала, значит, наша Россия, пропала Русь Святая!" И вдруг громким голосом он спрашивает: "Кто это тут говорит, пропала Россия, что погибла? Нет, нет, она не пропала, не погибла и не погибнет, не пропадет, но надо через великие испытания очиститься от греха русскому народу. Надо молиться, горячо каяться. Россия не пропадет, и не погибла она". ("Православная Русь", 1970, 1, стр.9.)