Вопросы прихожан священнику

 Плотская страсть — от Бога или от диавола?

Страсть — всегда от диавола. Но что такое страсть? Это гипертрофированное чувство, чувство искаженное, болезненно уродливое.

Само по себе эротическое чувство — от Бога, и оно прекрасно. Это чувство влечения противоположных полов друг к другу, желание быть единым не только душою, но и телом с любимым. Об этом нам говорит Священное Писание. Господь сотворил человека и повелел ему: плодитесь и размножайтесь (Быт. 1, 28). А в следующей главе мы читаем: оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть (Быт. 2, 24). Вот что — Божий Замысел, Божие установление. Оно и влечет людей противоположного пола друг к другу.

Но есть и искажения этого Богом определенного порядка. Это поиск в эротизме только физического удовлетворения или желание обладать кем-то, не отдавая себя. Или… искажений таких много, и все это — не Божие.

Значит, эротическая энергия — от Бога, а болезненное ее извращение, уродство, которое мы называем страстью, — от диавола.

Почему двое должны соединиться в браке? Почему, скажем, размножение не было устроено как-то иначе?

Конечно, мы этого не знаем… Но можем сделать некоторые предположения.

Бог, говорим мы, творит мир энергией Своей любви и творит его единственно из стремления поделиться Своей изобилующей любовью. И мир, как чадо, как любимое дитя, несет на себе отпечатки и черты своего Родителя. Мир несет в себе любовь, некую силу влечения всех частей миробытия друг к другу. Все в мире стремится друг к другу, к взаимообщению и взаимопроникновению. В трактате «Шестоднев» свт. Василий Великий это тяготение элементов мира к единству называл «симпатией». Благодаря биологическим связям возможен животный мир. Наконец, человек, как вершина творения, как образ и подобие Божие, в самом полном смысле отображает в себе качества своего Творца и Господа. Человек также стремится к единению с другим. С тем единственным, с которым он разделит и душу, и тело, и саму жизнь свою… А такое взаимодополнение возможно только между людьми, психофизически принципиально разными. Мужчина и женщина — как раз такие разные существа.Может быть, это тяготение к единству можно назвать онтологической причиной влечения людей друг к другу…Но есть еще иная причина. Назовем ее педагогической причиной.В Библии мы читаем, что Господь говорит Адаму: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему (Быт. 2, 18).Вот это слово — «соответственную» — правильнее было бы перевести с древнееврейского как «ту, которая была бы перед ним». Ева нужна Адаму как та, в которой он смог бы увидеть самого себя со стороны. Святые отцы говорили, что это очень важно: видеть себя не своими глазами, субъективными, льстящими, а глазами другого человека, любящего нас, желающего нам добра и совершенства. Видеть и исправляться.Отсюда и задача людей, вступающих в брак: помогать друг другу становиться совершенней.Что значит: оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть (Быт. 2, 24)? Речь идет о сексе?