Сектоведение

А вот как юноши из ЦХ встречаются со своими девушками. Нельзя встречаться с девушкой (или с молодым человеком) по своему произволению. Для встреч есть один день недели — суббота. Вечером этого дня все неженатые члены ЦХ ходят на свидание, или, как оно называется на языке секты, дэйт (от англ. date). Это — обязательная процедура, уклониться от которой невозможно. Невозможно и отказать в свидании пригласившему (или пригласившей) вас. Свидания назначаются по вторникам. При этом, по словам бывших членов, инициатива выбора партнера, как правило, исходит от сестер. Одиночные свидания не поощряются — можно ходить только на такие встречи, где две или больше пар гуляют вместе. Стой девушкой, в которую вы влюблены, поначалу можно встречаться только один раз в месяц, а остальные три субботы вы должны встречаться с другими, чтобы никого не обижать тем предпочтением, которое вы оказываете своей избраннице. Только через некоторое время, если вы проявляете настойчивость и чувствуете стойкую симпатию к какой-то девушке — своей сестре по движению, то по согласованию с лидером вы можете предложить ей стать вашей подругой. Это происходит в торжественной обстановке с цветами и шампанским. После этого вам разрешается “строить отношения” в течение полугора лет и встречаться друг с другом каждую субботу (само собой разумеется, не наедине). Все, что можно позволить себе, — это в составе большой группы ходить по субботам вместе на какое-то мероприятие: в театр, на выставку, в кино, на стадион и т. п. Дважды в неделю юноша имеет право проводить девушку домой, в остальные дни ее провожает другой брат, который ее другом не является.

Все симпатии согласуются с лидерами. Наставницы девушек договариваются с наставниками юношей, можно ли их подопечным встречаться друг с другом. Помимо свиданий, позволяется один раз в неделю 15-минутный телефонный разговор. Иногда, в виде особого поощрения, лидер позволяет раз в неделю чмокнуть друг друга в щечку. После 18 месяцев субботних свиданий вы можете получить разрешение на обручение, а через три месяца после обручения вы должны пожениться. Однако к лидерам это не относится. Им можно проходить через все эти ступени гораздо быстрее.

Эффект, который оказывает на личность такой контроль, может привести к самым печальным последствиям. ЦХ в Бостоне позволила известному психологу доктору Флэвилу Йикли провести психологическое тестирование своих членов, не подозревая о том, что из этого получится. Результат получился таким, что они об этом сильно пожалели: у 95 процентов членов секты наблюдалось резкое изменение личности. Это не значит, что у человека улучшился или ухудшился характер (у любого в течение жизни характер может измениться); но есть врожденные свойства характера, которые не меняются, — например, экстравертность или интравертность, рассудочность или интуитивность, рассудительность или импульсивность. Само по себе это ни хорошо, ни плохо — скажем, быть экстравертом или интравертом. Но в этих рамках мы можем изменяться к лучшему или худшему. Мы можем возрастать в разуме или взрослеть эмоционально, но тип нашей личности остается тем же. Обращение в христианство не меняет тип личности человека. Свойства характеров апостолов остались теми, что и были до их встречи со Христом. Другое дело, что свои личные качества они отдали “единому на потребу” и служение каждого несло на себе отпечаток его неповторимого характера.

Начиная свое исследование, доктор Йикли рассчитывал, что распределение адептов по психологическим типам личности будет более или менее соответствовать процентному соотношению в обществе. К своему удивлению, он обнаружил, что в секте очень высокий процент личностных изменений, причем с тенденцией к одному типу личности. И чем дольше был “стаж” сектанта, тем больше была вероятность того, что он окажется именно в этой личностной группе. Исследование неопровержимо доказало, что у членов ЦХ меняются именно врожденные, стабильные качества личности, которые в принципе меняться не могут(например, сангвиники обычно не становятся меланхоликами и т. п.). Впрочем, по результатам того же тестирования, они менялись у сайентологов, членов церкви Муна, кришнаитов и других сектантов. Это дает сильные личностные психические сдвиги, которые зачастую приводят к серьезным заболеваниям и расстройствам, не говоря уже о том, что создают дополнительные трудности для реабилитации тех членов сект, которые возвращаются к нормальной жизни.

Йикли пишет:

Результаты психологического обследования…неопровержимо доказывают, что какие-то причины заставляют членов ЦХ отказываться от их врожденного психологического типа и пытаться делаться копиями кого-то другого… Есть нечто в методологии наставничества, что производит это нездоровое развитие. Что бы это ни было, оно должно быть устранено… Они не могут отрицать того, что все психологические типы исчезают и преображаются в один определенный тип. Они не могут отрицать того, что членов переделывают по образу единой групповой нормы. Они не могут отрицать того, что это насилие над личностью является производным от методологии наставничества.[853]

И далее:Нужно быть готовым к оказанию помощи в реабилитации многих бывших сектантов, которые из-за своего участия в движении будут сильно травмированы, как психологически, так и духовно. Вероятнее всего эти проблемы разовьются, когда молодые люди в этом движении достигнут середины жизни. Фальсификация психологического типа (попытка изменить вашу личность и заставить вас воспринять личность другого человека) приводит к серьезному кризису в середине жизни. В результате возникнут серьезные проблемы: полная опустошенность, глубокие депрессии и целый букет других психологических и духовных проблем, разрешить которые будет весьма сложно.[854]По прошествии нескольких лет проф. Йикли отмечал, что уже после его исследований ЦХ деструктивные черты секты еще более усилились. По его словам, многие специалисты, помогающие жертвам сектантства, сообщают ему, что получают жалоб на ЦХ больше, чем на какие-либо другие секты за исключением сайентологии.[855]Мы помним слова Христа: “По плодам их познаете их” (Мф. 7:16). Плоды “единственной Христовой Церкви” очевидны: данные зарубежных экспертов показывают, что по непосильному давлению, оказываемому на членов, ЦХ превосходит многие другие секты. Очень велик в ЦХ процент нервных срывов, психических расстройств, попыток суицида. Не обошла эта тенденция и нашу страну. В пасхальную ночь 1997 г. молодой человек, член ЦХ, упал с лесов строящегося Храма Христа Спасителя и разбился насмерть. Знавшие его люди утверждают, что это было самоубийство: юноша начал испытывать разочарование в ЦХ, а его наставник убедил его в том, что он теперь пропащий человек и спасения ему нет. Однако доказать что-либо было невозможно, и следствие признало, что это был несчастный случай. Известны и другие случаи самоубийств среди членов ЦХ. Об одном таком случае рассказывает Петербургский родительский комитет: целая группа сектантов явилась на квартиру к своему “брату”, чтобы обличить его в каком-то совершенном им грехе. Обличили они его так убедительно, что, когда они наконец покинули квартиру, несчастный юноша повесился.[856]